Деление на группы юношей и девушек на уроках физкультуры

Группы здоровья детей по физкультуре в школе

Деление на группы юношей и девушек на уроках физкультуры

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);
  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;
  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);
  • часто болеющие ОРЗ;
  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;
  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями.  Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;
  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;
  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда  ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
  • инвалиды.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают установленные нормативы, им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

[attention type=yellow]

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

[/attention]

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он сдает нормативы и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Источник: https://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/gruppyi-zdorovya-po-fizkulture-v-shkole/

С такими занятиями ученики не соскучатся! методы круговой тренировки на уроках физической культуры в школе

Деление на группы юношей и девушек на уроках физкультуры

Круговая тренировка для школьников — групповая форма занятий, в ходе которой учащиеся последовательно выполняют различные упражнения на станциях.

Станции представляют собой предварительно организованные места с инвентарём или спортивные снаряды. Ученики двигаются по условному кругу, сменяя друг друга на каждом упражнении.

ontakte

Odnoklassniki

Для разноплановой отдачи и эффективного управления групповым взаимодействием учащихся выделяются четыре методических аспекта (направления работы) с дифференцированными задачами.

Оздоровительное направление работы: призвано не только улучшать физическое состояние детей, но и формировать понимание преимуществ здорового образа жизни.

Задачи:

  • Обеспечение разноплановости форм двигательной активности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
  • Прививание культуры двигательной активности (отношения к физкультуре, спорту и личной гигиене — как нормам жизни).
  • Формирование и совершенствование навыков и умений, способствующих сохранению здоровья.

Развитие физических качеств происходит путём приведения фактического уровня развития детей к существующим нормативам или их опережению.

Задачи:

  • Улучшение у школьников силовых и скоростных качеств, выносливости, а также ловкости, гибкости и координации.
  • Периодическая диагностика (тестирование) классов на предмет соответствия физического развития учащихся возрастным нормам.
  • Использование особого подхода к детям со средней, низкой и высокой двигательной активностью исходя из индивидуальных особенностей созревания организма и здоровья.

Воспитательное направление обеспечивает улучшение эмоционально-психологического состояния школьников, формирование ответственности, внимательности, нравственных и коммуникативных качеств.

Справка. Эффективный педагогический приём — проведение ассоциативных параллелей между проявлением личных качеств человека в физических испытаниях и в других сторонах жизни (например, стойкости в стрессовых ситуациях).

Задачи:

  • Поощрение проявления детьми настойчивости в достижении результатов, решительности, уверенности в себе.
  • Создание мотивации для самосовершенствования, заинтересованности в выполнении сложных упражнений.
  • Акценты на упорядоченных действиях класса, внимании учащихся к товарищам, ответственном отношении к инвентарю.

Образовательное направление закрепляет полученные двигательные навыки и умения, даёт багаж знаний для самостоятельного совершенствования физических способностей.

Задачи:

  • Комплексное развитие прикладных и спортивных умений.
  • Формирование у школьников «спортивного» кругозора.
  • Подведение учеников к самостоятельному планированию и анализу действий в рамках многоэтапных физических испытаний.

Методы круговой тренировки для школьников на уроках физической культуры

Суть заключается в особом подходе к организации физической подготовки (ОФП) школьников. В относительно короткий временной промежуток (от 10 до 20 минут) укладывается регламентированная последовательность из 8—10 упражнений избирательного воздействия, разной трудности и вариативной удельной интенсивности.

Важно! Особенность применения методов круговой тренировки в школе — учёт специфики возрастных групп и своевременное развитие конкретных физических качеств.

У детей в младших классах круговые тренировки непродолжительные, включающие большое количество простых прыжковых, акробатических и гимнастических упражнений с подстраховкой.

Уделяется внимание правильной осанке, дыханию, координации и правильной моторике. Для наглядности используются карточки с фигурками и силуэтами, облегчающие понимание и запоминание упражнений.

В средней возрастной группе (5—9 классы) усложняются гимнастические комплексы и упражнения на ОФП.

Для компенсации естественного снижения прироста скоростных показателей в круговые тренировки включаются короткие легкоатлетические упражнения с высоким темпом выполнения. В это же время методический арсенал дополняется элементами интервального тренинга с чередованием интенсивности. Постоянно осуществляется мониторинг ЧСС (потолок — 180 ударов в минуту).

К концу подросткового этапа и вступлению в юношескую пору созревают предпосылки для развития у школьников мышечной силы и выносливости. Круговые тренировки насыщаются динамическими упражнениями локального, регионального и общего воздействия с собственным весом и отягощениями.

Внимание! Круговые тренировки ставятся в начало, в основную часть или в завершение урока. При планировании урока учитывается рекомендуемая последовательность работы над физическими качествами: сначала скорость, затем сила и выносливость.

Вам также будет интересно:

Первым наглядным примером послужит комплекс упражнений для мышц всего тела на развитие скоростно-силовых качеств.

Фото 1. Пример круговой тренировки по станциям на уроке физической культуры. Комплекс состоит из 7 упражнений.

Перемещение по станциям не требуется, нужен только инвентарь: набивные мячи (1—3 кг) и скакалки. Выполняются два круга, каждое упражнение длится 30 секунд — на максимальное количество повторений. Работа проводится в парах с ротацией: один ученик выполняет, другой — фиксирует время и результат. Отдых между кругами 2—3 минуты.

Порядок упражнений:

  • Наклоны из положения стоя — с набивным мячом в вытянутых над головой руках (до касания мячом пола).
  • Приседания с мячом в руках перед грудью (с выпрямлением рук вперёд во время приседа).
  • Прыжковые выпады с переменой ног через скакалку, сложенную в кольцо на полу (мяч в руках, сложенных перед грудью).
  • Переход из упора в приседе — в упор лёжа (с переносом ног через мяч на полу).
  • Ловля подброшенного мяча — стоя и сидя на полу (стоя: подбросить, сесть, поймать; сидя: подбросить, встать, поймать).
  • Поднятие туловища из положения лёжа — с мячом в руках за головой (до касания мячом носков).
  • Прыжки из стороны в сторону — в приседе с мячом у груди (через скакалку, сложенную на полу).
  • Отжимания в упоре лёжа до касания подбородком мяча.

Фото 2. Выполнение отжиманий на уроке физкультуры. На полу лежит дощечка, до которой нужно дотронуться грудью.

Второй пример — круговая тренировка по станциям, предназначенная для развития ловкости и координации. Оснащение станций: маты, гимнастическая стенка, канат, игровые мячи, резинка. Объем: 2—3 круга.

Последовательность выполнений:

  • Перемещение ползком по-пластунски или на локтях — с мячом, зажатым между ног.
  • Движение на четвереньках бочком (приставными шагами) под натянутой резинкой или верёвкой.
  • Хождение по рейке гимнастической стенки в положении спиной к ней (удерживаясь за стенку руками на уровне таза).
  • Перемещение на корточках «пауком» — по двум параллельно поставленным скамейкам.
  • Влезание по канату с переходом на близкую гимнастическую стенку и спуском по ней.
  • Переход из упора лёжа в «мостик» — и наоборот (через сторону).
  • Пробегание короткой дистанции с преодолением высокой стопки матов.
  • Ходьба на четвереньках задом наперёд с полным обращением на месте вокруг своей оси каждые 10 шагов.

Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий

Круговые тренировки бывают нескольких разновидностей, различающихся между собой методикой.

Гимнастика

Круговые гимнастические программы располагают к обучению школьников двигательным навыкам с одновременным формированием у них физических качеств.

Кроме того, при занятиях на гимнастических снарядах — динамическое напряжение сочетается со статическим, сила коррелирует с силовой выносливостью, движения требуют мобилизации ловкости и координации.

Это не только обеспечивает комплексное развитие тела, но и формирует волевые качества учащихся.

Спортивные игры

В рамках занятий, посвящённых спортивным играм, метод круговой тренировки более всего полезен для формирования и оттачивания специфических моторных навыков и приёмов.

Подготовка двух-трёх различных зацикленных последовательностей упражнений и организация соответствующего количества зон в зале (или на открытой площадке) — позволят полнее распорядиться уроком и занять учащихся.

Школьников рекомендуется разделить на группы, сменяющие места дислокации по мере выполнения назначенных заданий.

Лёгкая атлетика

Круговые легкоатлетические программы предназначены для тренировки таких качеств, как выносливость (общая и специальная), скорость, скоростная сила, прыгучесть. В круги включаются: старты из различного положения, бег с высоким поднятием колен, подскоки с одной и двух ног, приставные шаги, рывковые ускорения и ряд других особых движений.

Лыжная подготовка

В школе занятия на лыжах носят сезонный характер. Применение метода круговой тренировки на уроке лыжной подготовки — трудоёмко.

Оно подразумевает выбор топографически пригодного участка с качественной лыжней и связано с организационными вопросами.

Расположение станций и удачность их реализации также требуют от учителя опыта. Но усилия вознаграждаются не только развитием у детей специфических двигательных навыков, но и высокой эмоциональной отдачей от занятий, а также увеличением детского интереса к зимним видам спорта как форме полезного досуга.

[attention type=red]

Посмотрите видео, в котором демонстрируется пример круговой тренировки для учащихся 11 классов.

[/attention]

В результате регулярного применения методов круговой тренировки в школе оптимально расходуется время каждого отдельного урока физкультуры. А через дифференцированное содержание выстраиваются целые серии уроков в соответствии с тренировочным процессом и учебным планом.

Оцени статью:

Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5.
Оценили: 0 читателей.

Поделись с друзьями!

ontakte

Odnoklassniki

Источник: https://sportyfi.ru/fitnes/krugovie-trenirovki/metodi-v-shkole/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: