Денежных средств иного имущества

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Денежных средств иного имущества

Определение 1

Легализация (отмывание) денежных средств, или доходов – это наделение средств, полученных заведомо преступным путем, правовым статусом. Отмывание денежных средств предполагает наличие сложной многоэтапной процедуры (ст. 174 УК).

Легализация средств может производиться разными путями. Это негативное явление, ведущее к росту преступности и являющееся составной частью террористической деятельности.

Практика легализации денежных средств в России появилась в основном в конце 90-х годов после разрушения государственных институтов, в период неконтролируемой приватизации имущества государства. Первоначально отмывание денег применялось главным образом для получения прибылей в экономической и предпринимательской деятельности.

В настоящее время имущество и денежные средства, полученные в результате преступной деятельности, используются организованными преступными группами для совершения более тяжелых преступлений. В таких условиях формируется криминальный теневой капитал, который устанавливает контроль над политической и экономической системами страны.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Легализация денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, является латентным видом преступления.

Отмывание доходов в этом случае выявляется в большинстве случаев, как дополнительный состав основного преступного деяния в ходе предварительного следствия.

Отмывание доходов представляет собой действия, ориентированные на интеграцию имущества, добытого преступным путем, в легальную экономику с целью придания правомерности пользованию, владению, распоряжению данным имуществом.

Виды легализации и имущества и денежных средств, полученных преступным путем:

  • отмывание денежных средств, приобретенных иными лицами преступным путем;
  • отмывание денежных средств, приобретенных в результате совершения лицом преступления.

Нормы Уголовного кодекса РФ направлены на пресечение каких-либо попыток ввести средства, приобретенные преступным путем, в легальный оборот. Не любая финансовая операция или сделка с имуществом, добытым в результате преступной деятельности, образует составы отмывания денег, предусмотренные данными статьями.

Легализация присутствует только тогда, когда действия по отмыванию денежных средств совершаются для придания правомерного вида владению, распоряжению, изменению указанным имуществом, то есть для сокрытия преступного источника его появления и получения возможности осуществлять в дальнейшем разного рода правомочия относительного данного имущества.

понятия «легализация»

понятия «легализация» определяется по-разному в зависимости от целей и процессов отмывания денег.

Понятие легализации денежных средств (имущества) некоторые исследователи определяют, как совершение хозяйственно-финансовых операций, проходящих с целью, имеющей две стороны: с одной стороны, сокрыть или утаить наличие, происхождение, целевое назначение денег и имущества, имеющих преступное происхождение; с другой стороны – извлечь из имущества доходы, вкладывая данные средства в легальный бизнес.

Разновидности содержания понятия «легализация»:

  1. Легализация – это процесс умышленного сокрытия появления доходов через искажение информации о местонахождении, об источнике и их подлинном характере, праве собственности или других прав на доходы, совершение финансовых операций с незаконными доходами для последующего их ввода в юридически легальном виде в разных формах (инвестирование в законную экономическую деятельность, приобретение недвижимого или движимого имущества) в законный экономический оборот.
  2. Легализация – это совершение определенных действий, связанных с появлением, прекращением или изменением гражданских прав на имущество, которое было приобретено в результате совершения преступного деяния.
  3. Легализация – это разного рода финансовые действия, которые осуществляются для сокрытия наличия или происхождения имущества, полученного данным способом с целью извлечения из него доходов.

Некоторые юристы отмечают международный характер легализации преступных доходов.

Элементы легализации денежных средств и имущества

Предмет преступления – это денежные средства или другое имущество, приобретенные для виновного заведомо преступным путем или приобретенные в результате совершения самим лицом преступления.

Объект преступления – общественные отношения в сфере экономики.

Объективная сторона преступления – совершение финансовых операций, различных сделок с имуществом или денежными средствами, приобретенными иными лицами (самим лицом) в результате преступных действий для придания владению, распоряжению и пользованию данными денежными средствами правомерного вида, или для реализации какой-либо экономической (в частности, предпринимательской) деятельности.

К финансовым операциям и иным сделкам с денежными средствами относятся действия с ценными бумагами, денежными средствами, другим имуществом (вне зависимости от способов и формы их осуществления, таких как, банковский вклад, договор кредита или займа, обращение с деньгами, управление денежными средствами в хозяйственном проекте), ориентированные на установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей, связанных с ними (наследование или дарение).

Ответственность наступает в случаях, когда виновным совершена только одна финансовая операция (сделка) с приобретенными денежными средствами (имуществом) преступным путем. Для субъективной стороны характерны прямой умысел и цель придания пользованию, владению и распоряжению денежными средствами (имуществом) правомерного вида.

[attention type=yellow]

Субъект преступления – любое вменяемое, достигшее 16 лет лицо. Исключение составляют лица, самостоятельно приобретшие денежные средства вследствие совершения преступного деяния.

[/attention]

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/legalizaciya_otmyvanie_denezhnyh_sredstv_ili_inogo_imuschestva_priobretennyh_prestupnym_putem/

Как 115-ФЗ заставляет бухгалтеров и юристов следить за клиентами

Денежных средств иного имущества

Для многих работников бухгалтерской сферы, а также лиц, оказывающих юридические услуги, является открытием, что в достаточно специфическом «антиотмывочном» законе есть требования, которые распространяются и на них.

Стоит разобраться подробнее, кто является субъектом закона № 115-ФЗ и что нужно делать, чтобы его соблюдать.

В соответствии со статьей 7.1, субъектами закона являются: адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Но только в том случае, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или другим имуществом. Сюда относятся:

  • сделки с недвижимостью;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Сам по себе факт оказания бухгалтерских услуг не является основанием для следования требованиям 115-ФЗ.

Если речь идет только о расчете заработной платы, работе с первичными документами бухгалтерского учета (занесением первичных документов в программное обеспечение) и другой работой, не связанной с управлением деньгами и имуществом клиента, то бухгалтеру не нужно изучать и соблюдать «антиотмывочный» закон. 

Но нередко те, кто занимается оказанием бухгалтерских услуг, управляют банковским счетом клиента, то есть, проводят по нему операции или готовят их. Вот какие требования закона они обязаны соблюдать: 

  • идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте.
  • принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  • организовывать внутренний контроль.
  • фиксировать и хранить информацию.
  • принимать на обслуживание публичных должностных лиц по правилам 115-ФЗ.

Идентификация

Итак, на первоначальном этапе необходимо провести идентификацию клиента по правилам 115-ФЗ. Если речь о физическом лице, это ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и иные сведения, предусмотренные 115-ФЗ.

Если клиент юридическое лицо или иностранная структура без образования юридического лица, нужно установить наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, адрес и т.д.

Также необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с оказывающей бухгалтерские услуги организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента, а также в случае необходимости принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента. 

Кроме того, из закона следует обязанность устанавливать бенефициарных владельцев клиентов и находить о них информацию, руководствуясь перечисленными выше требованиями.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, должны выявлять среди своих клиентов людей и организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения.

Информация о таких лицах и организациях доступна на сайте Росфинмониторинга. Если клиент оказался в таком списке, его средства нужно немедленно заблокировать и сообщить об этом факте в Росфинмониторинг.

На это по закону есть максимум один рабочий день.

На сайте Росфинмониторинга необходимо зарегистрировать личный кабинет, потому что в случае выявления подозрительных операций бухгалтер должен отправить формализованное электронное сообщение в Росфинмониторинг (еще можно использовать специализированное ПО).

Организация внутреннего контроля

Закон возлагает на бухгалтеров обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, закон обязывает назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК, при этом критерии, которым должны соответствовать такие должностные лица, установлены нормативными актами.

Тем, кто проигнорирует требования по разработке правил, грозит административная  ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Начиная с 2018 года органы прокуратуры стали иногда проверять ПВК у организаций, оказывающих бухгалтерские услуги, и в случае их отсутствия или несоответствия требованиям закона направлять представление об устранении нарушений.

Фиксирование и хранение информации

Информацию, полученную в результате реализации ПВК, нужно документально зафиксировать, если:

  • сделка носит запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • клиент неоднократно совершал операции или сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных № 115-ФЗ;
  • клиент отказывается от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях ПОД/ФТ;
  • что-то еще дает основания полагать, что сделки осуществляются в целях ПОД/ФТ.

Все документы нужно хранить не меньше 5 лет после окончания обслуживания клиента.

Таким образом, если бухгалтер сочтет поручение клиента по переводу денежных средств странным или не соответствующим деятельности (допустим, перевод на значительную сумму за оказание нехарактерных услуг, с сомнительными первичными документами), он обязан в соответствии с ПВК зафиксировать информацию. А если такие поручения носят систематический характер, то эти операции уже можно оценить как подозрительные (направленные на легализацию средств, полученных преступным путем), и  бухгалтер обязан направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение.

Прием и обслуживание публичных должностных лиц

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы определить, не является ли их клиент или потенциальный клиент публичным должностным лицом.

К ним относятся иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, а также лица, занимающие в России государственные должности, должности членов Совета директоров Центрального банка, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом или правительством, должности в ЦБ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые президентом.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В отношении иностранных публичных должностных лиц бухгалтер обязан уделять повышенное внимание операциям, которые проводят их близкие родственники, и принимать меры по определению источников происхождения денег и имущества. То же самое касается российских публичных должностных лиц, если бухгалтер присваивает их операциям высокую степень риска.

Соблюдение требований №115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (как в форме юридических лиц, так и в форме ИП), требует большого внимания, серьезных организационных усилий и подготовки многочисленных документов.

[attention type=red]

С учетом особого внимания контролирующих органов к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ формируется явная тенденция к усилению ответственности за несоблюдение обязанными лицами требований №115-ФЗ.

[/attention]

Что еще почитать:

  • Что подлежит разделу при разводе с супругом — индивидуальным предпринимателем
  • Развод и раздел имущества
  • Можно ли вывозить ребёнка за рубеж без согласия второго родителя. И что делать, если согласие не дают?

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/fmggroup/kak-115fz-zastavliaet-buhgalterov-i-iuristov-sledit-za-klientami-5dee6040e6e8ef00afe3b3fb

Статья 174 УК РФ с Комментарием 2020: последние изменения и поправки, судебная практика

Денежных средств иного имущества

1.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2.

То же деяние, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3.

Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4.

Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) в особо крупном размере, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.

1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Ч. 3 ст. 174 УК РФ

Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примеры незаконных схем отмывания денег

Существуют структуры (подставные организации), с помощью которых отмывателю денег обналичивают денежные средства.

Происходит это так: злоумышленник со своего расчетного счета перечисляет деньги на расчетный счет какой-то странной организации за услуги или товар, который по факту он не покупал или не получал. За такую услугу посредник получал от 3 до 10 процентов премии.

Знаменитый гангстер Аль Капоне под прикрытием мебельного бизнеса занимался отмыванием денег путем игорного бизнеса, сутенерства, благотворительности. Отследить источники его доходов власти не могли.

Отмывание денег через оффшоры

Оффшоры – это особые финансовые центры, которые привлекают капитал за счет налоговых льгот.

В основном на территории оффшоров регистрируются представители среднего и крупного бизнеса.

Для мелких предпринимателей регистрация и обслуживание обходится дорого, поэтому им проще и дешевле организовать бизнес в стране проживания. Компании используют оффшоры с одной целью – уменьшить налоги.

Почему оффшорные компании пользуются популярностью у элиты, органов государственной власти? Потому что:

  1. Процесс регистрации новой оффшорной компании значительно упрощен. Владельцу компании необязательно «светиться».
  2. Нерезиденты страны оплачивают налог с прибыли по заниженной ставке.
  3. Государственный валютный контроль оффшорных компаний просто отсутствует.
  4. Деятельность оффшорных компаний является конфиденциальной, не разглашается никому.

Именно через оффшоры многие политики, а также люди при власти отмывают деньги.

Процесс отмывания денег может быть таким: организатор открывает счет в другой стране через посредника. Затем он начинает перечислять на этот счет деньги из разных источников, в том числе из своего оффшора.

Через некоторое время эти деньги перечисляются в третью страну, где источник данных средств уже перестает рассматриваться, как подозрительный.

Отмывание денег через биткоины

Биткоин (и другие криптовалюты) сегодня являтся одним из способов отмывания денег. Почему? Потому что эта платежная система может быть использована для анонимного переноса денег за рубеж.

Простая схема отмывания средств через биткоин такова: некая фирма открывает счет биткоин для получения денег за оказанные услуги.

При этом эта же фирма может купить у себя товар (естественно фиктивно), она получит законный доход со своего бизнеса.

Клиенту необязательно идентифицироваться по биткоин-протоколу.

Также схема отмывания денег через биткоин может быть такой:

  • Клиент регистрируется в системе и создает одноразовые счет биткоин.
  • Затем он покупает биткоин через электронные платежные системы – Киви, Яндекс и др.
  • Далее эти деньги система переводит на «чистый» кошелек.

Приведем еще один реальный пример: участники незаконной группировки вербовали людей из Украины и отправляли их работать в Россию.

Люди жили там в арендованных квартирах, их задачей было – принятие от участников группировки наличных денег и дальнейший их перевод в биткоины.

Происходила легализация денег через криптовалюты, после чего производился перевод средств в рубли или доллары. Далее эти деньги перенаправлялись назад в Украину, где распределялись между участниками группировки.

Отмывание денег – популярная схема оборота «грязных» денег среди злоумышленников. Кстати, наиболее громкие дела отмывания денег связаны с крупными финансовыми корпорациями, а также с чиновниками.

Отмывание денег через ИП

Самая простая схема, которой пользуются частные предприниматели – обналичка денежных средств через ИП.

Как это работает? Некий бизнесмен открывает ИП, фирму-однодневку, регистрирует ее не на себя, а на кого-то. Затем он проворачивает крупные сделки, после чего закрывает фирму, чтобы не вызывать подозрений у налоговиков.

Затем он снова открывает ИП, но уже оформляет его на другого человека и проводит те же самые операции. Так будет длиться до тех пор, пока он не отмоет все незаконные деньги.

Ч. 4 ст. 174 УК РФ

Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание.

Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/st-174-rf.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: