Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

Содержание
  1. Типовая должностная инструкция охранника образовательной организации на объекте охраны
  2. 1 Общие положения
  3. 3 Обязанности
  4. 4 Ответственность
  5. Похожее
  6. Особенности организации охраны школ
  7. Специфика охраны школы
  8. Организация постов охраны и других мер безопасности
  9. Кто должен платить за охрану в школе по закону об образовании в 2020 году?
  10. Что говорит законодательство
  11. Кто платит за охрану
  12. Как регламентировать действия охранника
  13. Впускать или не впускать в школу опоздавших учеников, или тех, кто забыл дома пропуск?
  14. Впускать или не впускать родителей в учебное время в здание школы?
  15. Может ли охранник проверить, что находится в портфеле ученика?
  16. Может ли охранник применить силу к ученику?
  17. Как улучшить школьную охрану
  18. Стандартизация школьного охранника — Статьи газеты «Солидарность»
  19. А ЧТО СЕЙЧАС
  20. КРАТКИЙ КУРС УСАТОГО НЯНЯ
  21. Чоп – определение, законы, специфика деятельности и полномочия
  22. Что такое ЧОП
  23. Специфика ЧОП
  24. Правовые аспекты регулирования ЧОП
  25. Нормативные акты, регулирующие деятельность ЧОП
  26. Субъекты частной охранной деятельности
  27. Права и обязанности частного охранника
  28. Основание для досмотра
  29. Применение специальных средств
  30. Контролирующие органы

Типовая должностная инструкция охранника образовательной организации на объекте охраны

Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте охраны (наименование охранной организацией)

1 Общие положения

1.

1 Настоящая должностная инструкция (далее – инструкция) регламентирует деятельность охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте охраны заказчика (наименование образовательной организации) в соответствии с контрактом (договором) – номер договора, расположенного по адресу (адрес объекта охраны образовательной организации), отдельно стоящее (описание объекта), имеющее главный вход и запасные выходы, огражденное металлическим забором с воротами и калитками (дается описание границ объекта), в соответствии с представленным документом о собственности.

1.2 В инструкции указывается перечень законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также локальных нормативных документов, которыми должен руководствоваться охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации).

1.3 Лица, уполномоченные давать законные распоряжения в соответствии с представленными им полномочиями, которые обязательны для исполнения охранником образовательной организации (работником по обеспечению охраны образовательной организации):

— руководитель охранной организации (должность, наименование охранной организации, фамилия, имя и отчество);

— начальник охраны объекта (участка) (должность, наименование охранной организации, фамилия, имя и отчество);

— уполномоченные представители заказчика (должность, наименование образовательной организации, фамилия, имя и отчество);

[attention type=yellow]

Вопросы оказания охранных услуг решаются через начальника охраны (объекта, участка) или через руководителя охранной организации.

[/attention]

1.4 Режим работы охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте установлен в соответствии с требованиями контракта (договора) (ст. 101 и 102 ТК РФ).

1.5 В инструкции указываются установленные в Положении о пропускном и внутриобъектовом режимах требования заказчика к учащимся (воспитанникам), сотрудникам и иным посетителям объектов образовательной организации. Все возникающие вопросы при обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов разрешаются начальником охраны (объекта, участка) и уполномоченными представителями заказчика.

1.6 Правила ведения и порядок оформления служебной документации на объекте охраны. Охранником образовательной организации (работником по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте охраны ведется (наименования журналов в соответствии с контрактом (договором):

— книга приема и сдачи дежурства;

— книга приема и выдачи радиостанций (при наличии радиостанций);

— книга учета проверок качества несения службы;

— рабочий журнал объекта охраны;

— книга регистрации посетителей и автотранспорта;

— журнал учета результатов обхода (осмотра) объекта охраны (помещений, территории);

— книга проверки работоспособности технических средств охраны.

Данный перечень служебной документации может быть расширен или сокращен в зависимости от специфики охраняемого объекта. Все книги являются документами, представляющими коммерческую (служебную) тайну заказчика, и могут быть предъявлены только уполномоченным представителям заказчика, а по их указанию и третьим лицам.

В иных случаях охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) может предъявить перечисленные книги только в порядке, предусмотренном законом.

Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) руководствуется представленными заказчиком образцами пропусков различной категории, подписей, бланков и т.д. – которые входят в перечень документации при приеме и сдаче дежурства, оформляемых в книге приема и сдачи дежурства.

Порядок оформления служебной документации (перечисленных книг и журналов) указывается на внутренней обложке каждой книги (журнала), с указанием порядка заполнения каждой графы соответствующей книги (журнала).

[attention type=red]

2.1 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) имеет право:

[/attention]

— требовать от учащихся (воспитанников), сотрудников и иных посетителей объекта охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

— осуществлять допуск лиц на объект охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

— производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны)  имущества (осмотр указанных имущества должен производиться в присутствии лиц, сопровождающих указанное имущество);

— применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

— оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

2.2 Действия охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) при прибытии на охраняемый объект должностных лиц государственных органов.

При прибытии на объект охраны должностных лиц правоохранительных органов охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) выясняет у них должность, звание и фамилию, с предъявлением ими соответствующего документа, пропускает сотрудника, предъявившего указанный документ на охраняемую территорию с уведомлением заказчика о посетителе и возможно известной цели и причине посещения, с вызовом уполномоченных представителей заказчика для сопровождения должностного лица. При посещении объекта представителями контролирующих и надзорных органов для выполнения ими своих служебных обязанностей охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) действует аналогичным образом, осуществляя вызов уполномоченных представителей заказчика. Охранник образовательной организации (работник охраны образовательной организации) по требованию названных должностных лиц обязан предъявить удостоверение частного охранника. Представление какой-либо информации о деятельности заказчика на охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) законодательством не возложено.

2.3 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) осуществляет взаимодействие с:

— подразделениями органов внутренних дел по месту расположения объекта охраны (наименование органа внутренних дел с указанием контактных телефонов дежурных служб);

— подразделениями МЧС России (наименование территориального подразделения МЧС России с указанием контактных телефонов дежурных служб);

— подразделениями ФСБ России (наименование территориального подразделения ФСБ России с указанием контактных телефонов дежурных служб).

С подразделениями иных органов исполнительной власти и организаций охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) взаимодействует через уполномоченных представителей Заказчика либо руководителя охранной организации (по ситуации).

3 Обязанности

3.1 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязан:

— руководствоваться настоящей должностной инструкцией;

— соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

— обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

— незамедлительно сообщать руководителю охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую ему известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

— предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника;

— не препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности;

— всегда иметь при себе мобильное (носимое) устройство (брелок с кнопкой) экстренного вызова полиции (при наличии);

— постоянно следить за состоянием технических средств охраны, систем видеонаблюдения и систем контроля и управления доступом, которыми оборудован объект охраны, в соответствии с рекомендациями, предоставленными технической службой (организацией), и о всех неисправностях или нестандартных ситуациях докладывать руководству охранной организации и делать записи в соответствующих журналах (книгах) служебной документации;

— при выходе из строя технических средств охраны повысить бдительность, а при необходимости требовать от руководителя охранной организации либо начальника охраны (объекта, участка) введения режима усиления охраны объекта.

3.2 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) при приеме помещений обязан в присутствии ответственного за помещение лица убедиться в готовности помещения к сдаче. После чего помещение закрывается на замок.

В «Книге учета сдачи под охрану и вскрытия помещения» делается запись о приеме помещения под охрану. Вскрытие помещения и сдача его ответственному лицу производится в обратной последовательности.

[attention type=green]

По окончании в образовательной организации рабочего дня охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) осуществляет обход объекта по установленному маршруту.

[/attention]

Результаты обхода заносятся в «Журнал учета результатов обхода (осмотра) объекта охраны (помещений, территории)» либо «Рабочий журнал объекта охраны» (при их наличии).

3.3 Порядок приема и сдачи дежурства В ходе сдачи (приема) дежурства проверяются: — охраняемый объект и имущество по списку (договору);

— помещения, сданные (и опечатанные) заказчиком (перечислить);

— иное имущество, состоящее под охраной;

— средства сигнализации, видеонаблюдения, пожаротушения и т. д.;

— пеналы с ключами (в опечатанном виде), брелоки и т. д.;

— ключи, иные запирающие устройства;

— документация по списку.

Данный перечень может быть расширен или сокращен в зависимости от специфики охраняемого объекта.

В соответствии с установленным в охранной организации порядком принимающий и сдающий проверяют путем обхода и наружного осмотра состояние объекта, исправность освещения, ограждения, после чего принимающий принимает от сдающего помещения и имущество, подлежащее сдачи, печати на них, ключи к ним (в опечатанном виде), документы, а также средства связи и технические средства охраны.

3.4 Для охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации), выполняющего охранные функции на объекте дошкольного образования, по согласованию с руководством образовательной организации вводятся особые обязанности:

— находиться на охраняемой территории во время прогулки воспитанников;

— при массовом пропуске (проходе) и выходе воспитанников находиться у входа на территорию образовательной организации и обеспечивать порядок.

3.5 В случае нарушения учащимися (воспитанниками) требований, установленных Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах, охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) докладывает о нарушителях руководителю образовательной организации или дежурному администратору.

В случае нарушения посетителями, в том числе из числа родителей (законных представителей) учащихся (воспитанников), требований , установленных Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах, указанные лица охранником образовательной организации (работником по обеспечению охраны образовательных организаций) в образовательную организацию не допускаются, о чем докладывается руководителю образовательной организации или дежурному администратору.

4 Ответственность

4.

1 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, может быть привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности, в том числе на него может быть возложена материальная ответственность за причиненный прямой действительный ущерб в соответствии с федеральным законодательством.

4.2 Охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) несет административную или уголовную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В зависимости от специфики охраняемого объекта образования в должностную инструкцию могут включаются разделы, указывающие необходимый объем знаний охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации), а также зоны его ответственности.

[attention type=yellow]

К инструкции в обязательном порядке прилагается лист ознакомления с ней охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации).

[/attention]

Источник — ГОСТ Р 584852019. Обеспечение безопасности образовательных организаций ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Общие требования

Похожее

Источник: https://katalog-rus.ru/2019/09/03/tipovaja-dolzhnostnaja-instrukcija-ohrannika-obrazovatelnoj-organizacii-na-obekte-ohrany/

Особенности организации охраны школ

Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

Организация охраны в общеобразовательной школе – комплексная задача, которая в нашей стране, как правило, делегируется частным охранным предприятиям.

Система безопасности учебного учреждения имеет свою специфику и требует профессионального подхода, при котором будут учтены особенности объекта, режим его функционирования и другие параметры, прямо или косвенно влияющие на безопасность детей и персонала школы.

Тщательное планирование и организация комплексной системы охраны, внедрение пропускного режима, обеспечение порядка на территории – всё это используется в качестве базовых мер безопасности школы.

При разработке защитных мероприятий сотрудники ЧОПа обязательно учитывают, что угроза теракта в образовательном учреждении выше, чем на многих других объектах.

Поэтому традиционный пост охраны – минимально необходимая, но недостаточная мера безопасности, особенно для школ, расположенных в регионах с неблагополучной криминогенной обстановкой.

Несмотря на это, частый вопрос, возникающий у обывателя: «Есть ли реальная необходимость в привлечении ЧОПа для охраны школы?» Учитывая немалую стоимость услуг таких компаний, многие учебные заведения (особенно в регионах) решают эту задачу своими силами.

Есть стереотипное мнение, будто со всеми вопросами безопасности может справиться обычный вахтёр или сторож. Практика не раз показывала, что эффективная система безопасности может быть реализована только с привлечением подготовленных специалистов с соответствующими навыками.

При выборе исполнителя рекомендуем отдавать предпочтение состоявшимся авторитетным ЧОПам, имеющим опыт организации подобных охранных мероприятий, или вневедомственной охране при ОВД.

Специфика охраны школы

Внедрение системы безопасности общеобразовательной школы начинается с создания концепции, которая ориентирована на базовую задачу – защиту детей. Это выставляет особые требования как к режиму охраны, так и к предпринимаемым охранниками мерам. Концепция безопасности общеобразовательных учреждений подразумевает решение ряда задач, а именно:

  • контроль порядка и соблюдения внутренних правил, действующих в школе;
  • охрана жизни и здоровья детей, учителей и персонала от любых посягательств изнутри и извне;
  • охрана материальных ценностей и собственности школы, учеников, учителей и персонала.

Разрабатываемая специалистами частной фирмы концепция безопасности в обязательном порядке согласовывается с директором школы и должностными лицами, которые отвечают за безопасность в школе.

При наличии в учебном учреждении начальника службы безопасности (что на практике бывает очень редко) ЧОП налаживает тесное взаимодействие с ним. Если же в школе не предусмотрена такая должность, то эти функции берёт на себя начальник охраны объекта, являющийся сотрудником ЧОПа.

[attention type=red]

При этом должны быть выработаны такие механизмы взаимодействия, которые сделают систему безопасности максимально эффективной. Начальник охраны налаживает контакт с замдиректором, социальным педагогом и школьным психологом.

[/attention]

Это необходимо, чтобы охрана имела объективную картину, что происходит в школе, какие отношения складываются между учащимися и какие риски актуальны для конкретного учебного заведения в данный момент.

Не секрет, что в общеобразовательных школах сами ученики нередко являются источником опасности друг для друга. Речь идёт не только о нарушениях внутреннего распорядка и внутриобъектного режима, но и об административных правонарушениях и даже уголовных преступлениях.

В частности, такое явление как буллинг (травля) нередко приводит к конфликтам с нанесением физических увечий, которые могут быть классифицированы как телесные повреждения средней тяжести. Поэтому в задачи охраны входит не только патрулирование территории и соблюдение пропускного режима, но и контроль безопасности каждого отдельного ученика.

При этом охранники не должны вмешиваться в педагогический процесс, а вступать в дело только в том случае, если ученикам грозит реальная опасность.

Ещё одна актуальная проблема, которая обязательно должна учитываться ЧОПом при внедрении системы безопасности, заключается в том, что сами педагоги редко заботятся о безопасности, что приводит к печальным последствиям.

Поэтому одна из задач начальника охраны объекта – наладить работу с учителями через завучей и других должностных лиц во избежание эксцессов.

В ситуации, когда персонал общеобразовательных школ не готов и не желает участвовать в обеспечении безопасности объекта, эти задачи полностью ложатся на охранное предприятие.

Внедрение эффективной системы защиты школы должно сопровождаться введением соответствующих норм и правил через официальную документацию.

В документах подробно прописываются базовые положения, описывающие меры охраны объекта, действующий внутриобъектовый режим и порядок функционирования отдельных элементов системы безопасности.

[attention type=green]

В список обязательной документации входит наблюдательное дело. Также должны быть составлены:

[/attention]
  1. Положение о пропускном и внутриобъектном режиме.
  2. Инструкции для персонала относительно реализации действующего режима безопасности.
  3. Информация для учащихся и работников общеобразовательной школы относительно функций службы охраны.

Организация постов охраны и других мер безопасности

Посты охраны являются базовыми элементами системы безопасности любого учебного заведения. При организации постов охраны специалисты выявляют зоны повышенной опасности, где и устанавливаются опорные пункты. Весь объект распределяется на зоны, которые классифицируются по уровню опасности. Сюда входит: периметр и территория школы, периметр здания, внутренние помещения.

  • стационарный пост охраны на входе;
  • система видеомониторинга;
  • патрулирование здания и территории;
  • система контроля и управления доступом;
  • охранная сигнализация;
  • опечатывание помещений и др.

Источник: https://chop.moscow/stati/osobennosti-ohrany-shkol/

Кто должен платить за охрану в школе по закону об образовании в 2020 году?

Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

В последнее время в российских школах участились случаи нападения на учащихся и учителей, часто с применением оружия, холодного или огнестрельного. В основном, фиксируются проявления агрессии со стороны подростков, настоящих или бывших учеников школы.

В наступившем году такие события приобрели опасную интенсивность. Если, как свидетельствует ТАСС-ДОСЬЕ, в поле зрения редакции в 2017 году попало 9 таких случаев, то в одном только январе 2018 года общество стало свидетелем целой серии:

  • 15.01 — в Перми;
  • 17.01 — в Челябинской области, в посёлке Смольное;
  • 18.01 — в Москве (к счастью, ничего не случилось, благодаря бдительности охранника);
  • 19.01 — в Улан-Удэ.

В конце января 2019 года в Челябинском Снежинске была предпринята двумя учениками попытка взрыва в школьной столовой. Подростки готовились к криминальному действу основательно. С начала учебного года запасались оружием и взрывчатыми веществами.

Помогли профилактические беседы в классе, после которых незадачливые террористы похвалились задуманным перед девочками из своего класса. Девятиклассники и раньше были замечены в хулиганстве, но такое избавление от школьной повинности могло привести к немалым жертвам. Предполагалось уцелевших от взрыва догонять выстрелами из пневматики, а кого-то – бутылками с жидкой взрывчаткой.

Недетские шалости (подготовка к убийству двух и более лиц общеопасным способом) подпадают под действие ч. 1 ст. 30, п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 и влекут лишение свободы на срок 8–20 лет или пожизненно. Но детишки несовершеннолетние и неподсудны.

Общественность всколыхнулась, родители забили тревогу. Первое, о чём стали говорить, так это об улучшении охраны школ.

Тем более, что перед глазами пример того, как именно охранник не допустил беды в школе Москвы, своевременно обнаружив у ученика бензин и ножи.

Что говорит законодательство

Закон об образовании гласит, что безопасность учеников на своей территории обязана обеспечивать школа (ст.41, ч.1, п.8). Здесь же прописаны нормы, в соответствии с которыми жизнь и здоровье детей и учителей не подвергается опасности (ст.28, ч.6, п.2).

В том числе, специальный раздел посвящён предотвращению криминальных событий (ст.30, ч.13, п. 1).

Деньги на выполнение всех мероприятий обязаны выделяться из муниципального бюджета. В законе о местном самоуправлении прямо предусмотрены профилактические меры, призванные не допускать проявлений экстремизма и терроризма.

Кто платит за охрану

Возможности муниципалитетов, как правило, не позволяют в полной мере финансировать охрану школ, и тогда к этому вопросу привлекаются родители учеников. Участие их в финансировании охранных мероприятий законодательством не возбраняется, если оно происходит на добровольной основе.

Ясно, что в любом случае деньги родители сдают якобы добровольно, однако сам факт сбора конкретных сумм со всех учеников, причём строго периодически, говорит об обязательности этого мероприятия.

Бывает, что кто-то из родителей протестует против «поборов» (ведь приходится сдавать деньги не только на охрану, и это повторяется из года в год), но основная масса не возражает: ведь безопасность детей – это очень важно, особенно в наше беспокойное время.

В некоторых случаях, и они нередки, родители самостоятельно финансируют охрану. Школа вынужденно играет пассивную роль и не предъявляет собственных требований к охранному агентству. Тогда договор с ЧОПом заключают представители родителей, они же диктуют собственные требования.

Но дирекция школы не только вправе обращаться к местным властям за помощью в вопросах школьной безопасности, но и ответственна за решение проблем по охране порядка в образовательном учреждении. И если со стороны школы не было обращений в отделы образования, значит, не было и никаких проблем, по мнению ее руководства.

Как регламентировать действия охранника

Вообще-то, именно школа обязана устанавливать свои собственные Правила соблюдения режимов охраны, в том числе внутреннего и пропускного. Спорных ситуаций, требующих чёткой и ясной трактовки, достаточно много. Стремление обеспечить безопасность нередко вступает в конфликт с произвольной трактовкой соблюдения прав человека, даже если с законодательством конфликта не наблюдается.

В силу этого обстоятельства охранник может вызвать огонь на себя в любом случае, что бы он ни сделал. Поэтому типичные ситуации должны быть чётко прописаны в Правилах, приложенных к договору с охранной фирмой.

Впускать или не впускать в школу опоздавших учеников, или тех, кто забыл дома пропуск?

Ведь охранник не знает всех в лицо, а под видом забывшего пропуск ученика может оказаться злоумышленник.

Однако родители однозначно за то, чтобы впускать. По крайней мере, до тех пор, пока что-нибудь не случится. Тогда актуализируются требования выполнять букву инструкции.

А с точки зрения закона, недопущение ученика на урок из-за опоздания может трактоваться как нарушение его конституционного права на образование.

Впускать или не впускать родителей в учебное время в здание школы?

Вообще-то школа имеет право на автономность своей деятельности, и она не нуждается в постоянном присутствии родителей. Для общения с ними существуют определённое время и определённые процедуры.

Но бывают родители, которые стремятся контролировать не только своих детей, но и учителей, вплоть до руководства школы, причём в любое время.

Может ли охранник проверить, что находится в портфеле ученика?

Да, может. Но только в момент входа в школу или выхода из неё. А в остальное время он такого права не имеет, это компетенция других органов. Они приглашаются, если нужно поискать наркотики или что-нибудь другое.

Может ли охранник применить силу к ученику?

С точки зрения законодательства, это разрешено, если дети оказывают вооружённое сопротивление, или если со стороны ученика есть угроза охраняемому имуществу, жизни и здоровью охранника.

До январских событий перечисленные причины звучали бы непривычно для нашего слуха, даже дико. Однако сегодня они воспринимаются как абсолютно уместные.

Как улучшить школьную охрану

Предложения, направленные на повышение надёжности охраны школ, поступают отовсюду. А на местах, не тратя время на дискуссии, стали немедленно принимать свои меры.

Например, в Смоленске финансирование охранных фирм школ будет возложено строго на городской бюджет, а прямо сейчас предпринята масштабная проверка действующих в школах ЧОПов.

По её итогам произведут отбор самых квалифицированных фирм, и с 1-го марта текущего года они будут работать более профессионально, под бдительным наблюдением городских властей.

[attention type=yellow]

Однако вопрос охраны школ обсуждается на всех уровнях. Со стороны Госдумы говорят о вводе единых требований к безопасности учреждений образования. Росгвардия, со своей стороны, предлагает конкретные критерии для ЧОПов, специализирующихся на охране таких объектов.

[/attention]

За основу взяты требования:

  • опыт работы с объектами, имеющими детский контингент, или образовательными;
  • отсутствие нарушений, хотя бы за последний год;
  • заключение соглашений с силовыми органами, чтобы ОВД имело возможность своевременно вмешаться в случае ЧП;
  • критерии, удостоверяющие профессиональный стандарт, и не с 2020 года, как это планировалось, а сегодня.

Список требований не точен, проект ещё дорабатывается. Ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру согласования, поскольку эксперты предвидят осложнения, связанные с переделом рынка охранных услуг.

Дело в том, что при выборе охранной фирмы задействован рыночный принцип. В условиях недофинансирования он сводится к тому, что на аукционе выбирают те фирмы, услуги которых дешевле.

Получается, что в основу положена минимизация затрат, с одной стороны, и, с другой — получение прибыли, а безопасность детей учитывается в последнюю очередь. Это недопустимо. Как справедливо заметил Александр Хинштейн, «вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями».

Полезная публикация? Проголосуй!

+83-34

Источник: https://pravodnik.net/obrazovanie/ohrana-v-shkole-kto-dolzhen-platit-po-zakonu/

Стандартизация школьного охранника — Статьи газеты «Солидарность»

Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

Какие права и обязанности у охранника в детсадах и школах, какими навыками и умениями он должен обладать? Это обсуждалось в Общественной палате, где был представлен проект профстандарта работников по обеспечению защиты детских образовательных учреждений.

В целом проект удовлетворил экспертов (представителей столичного Департамента образования, родительских советов, профсоюзов и руководителей охранных фирм), но все отметили, что необходима его серьезная доработка.

“Солидарность” решила дополнительно исследовать проблему — с привлечением родителей и педагогов.

В пояснительной записке к проекту стандартов сказано, что в России насчитывается 53 600 школ и 45 600 детских садов. В них работают более 1 млн учителей и воспитателей и обучаются более 13 млн учеников и воспитанников. И около 78% образовательных учреждений не охраняются частными охранными предприятиями.

Между тем безопасность здесь временами становится серьезной проблемой. На заседании ОП РФ не раз вспомнили трагедию, которая заставила резко укреплять безопасность школ. 3 февраля 2014 года старшеклассник, вооруженный двумя винтовками, открыл стрельбу в московской школе, убив при этом учителя и сотрудника правоохранительных органов.

— Мы хотим, чтобы появились стандарты в этой сфере и были четко прописаны права и обязанности, компетенция и ответственность людей, обеспечивающих безопасность в детских образовательных учреждениях, — отметил модератор совещания, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин. И добавил пафоса: создание профстандарта для охранников школ — не отраслевая потребность, но реализация “майских” указов президента. На этой основе будут выстроены социально-трудовые отношения, стандарт будет определять пенсии и зарплаты.

Отдельные требования к профессии актуальны в связи с ее особенностями, указал модератор. Так, охраннику детского образовательного учреждения нельзя иметь оружие и спецсредства. Таковы условия государственного контракта, не встречающиеся более нигде в отрасли.

Не так давно, правда, шла речь о вооружении охранников школ и детсадов дубинками и электрошокерами, но пока вопрос отложен. А с тем, что выдавать охране детских учреждений огнестрельное оружие будет совсем лишним, согласны и сторонники, и противники их вооружения.

МВД также предложило — уже не в первый раз — разрешить охранникам досмотр граждан.

Проект профстандарта подготовлен саморегулируемой организацией “Ассоциация “Школа без опасности”. В проекте прописано, какое образование должно быть у охранников и какие предметы они должны проходить. Его представил участникам заседания президент Ассоциации охранных и детективных предприятий ветеранов ГУВД Москвы “Паладин-А”, член совета СРО “Школа без опасности” Николай Степанов.

Когда было решено по указу президента перейти на профессиональные стандарты, в России насчитывалось 12 общероссийских классификаторов, и в них числилось более 2 тысяч профессий и должностей, напомнил докладчик.

[attention type=red]

Причем классификаторы делятся на две категории: одни разрабатываются ведомствами и государством — приходят сверху, но большинство создаются по инициативе предприятий.

[/attention]

Было решено сделать один классификатор на основе профстандартов: “Речь идет о том, чтобы разработать профессиональный классификатор, который будет отвечать вызовам будущего, — сообщил Степанов. — Это не канон незыблемый, как считают некоторые работодатели”.

А ЧТО СЕЙЧАС

Те, кто в теме, напоминают, что это уже далеко не первая попытка властей упорядочить охрану школ и детсадов и “облагородить” самих охранников.

Не так давно представители Департамента образования Москвы заявляли, что школьные охранники “должны быть интеллектуально развиты и уметь предотвращать чрезвычайные ситуации”.

Кроме того, чоповцев хотели обязать постоянно находиться на связи с оперативными службами и силовыми структурами. Не удалось.

Проблема — не в отсутствии нормативных документов. По мнению охранника соседней школы, попросившего не называть его имя, все дело в банальной коррупции: “Тендеры на охрану детских учреждений выигрывают ЧОПы, имеющие связи наверху. Еще бы — это гарантированные деньги из городского бюджета.

Везде есть охранники со спецподготовкой для работы в экстремальных ситуациях. Их не нужно ничему учить, разрабатывать программы. Единственно, многие из них старше 45 лет, средний возраст 50 — 55.

Но они лучше молодежи: профессионал в большинстве ситуаций почувствует угрозу еще до того, как на него наставят пистолет”.

Тендеры в каждом регионе проводят управления образования. Контракт со школой заключается в среднем на три года. “Как правило, на работу выходят два человека, дежурят посменно, чаще всего они приезжие из других регионов, получают весьма скромную зарплату, — рассказывает бывший директор школы Александр Орехов.

— Для меня как директора самым важным требованием к охране была хорошая память, чтобы ребята знали в лицо всех сотрудников, учеников и родителей, которые забирают детей младших классов. Это помогало предотвратить многие конфликты.

[attention type=green]

А оружия и спецсредств у них не было — я сомневаюсь, что они могли бы кого-нибудь защитить”.

[/attention]

— У нынешних школьных сторожей основная работа — контролировать, чтобы дети с уроков не сбежали, или не пускать родителей даже в раздевалку, чтобы помочь одеть ребенка, — говорит Марина Зайцева, мама первоклассника одной из московских школ.

— При этом многие бывшие ученики школы, которые хотели встретиться с учителями, на моих глазах проходили в здание, даже не объясняя охраннику, кто они и зачем пришли. В большинстве детских садов охранник и вовсе сидит в будке на улице и запросто может не заметить и террориста с взрывчаткой.

А если и заметит — вряд ли сможет задержать.

Конфликты родителей и охранников — самые частые в школах. В основном из-за того, что бдительные стражи гоняют от дверей пришедших за ребенком родителей или нянечек. Охранник одной из московских школ не пустил в школу няню, пришедшую за сыном Натальи Тумановой, первоклассником.

Когда же Наталья попыталась выяснить, что произошло, то просто… “послал” ее. Жалоба директору ничего не дала — Тумановой объяснили, что охранник подчиняется не школе, а руководству своего ЧОПа.

“Я бы очень хотела понять, кому же на самом деле подчиняется школьная охрана”, — говорит Наталья.

На этот вопрос нам ответила Инга Жильцова, директор школы № 158: “В каждой школе разработано Положение об охранной службе. Государство не выделяет средства на охранные мероприятия, каждая школа справляется своими силами, нанимая охранников из частной организации.

Права и обязанности охранника прописаны в этом положении, и если туда включен пункт о том, чтобы не впускать в школу лиц, не являющихся родителями ученика, значит, он обязан этот пункт выполнять. Так как охранная служба у нас работает давно, охранники знают 90% родителей.

Чужих просят предъявить документы и назвать, к кому идут. Если незнакомец не внушает доверия, охранник сопровождает его к человеку, к которому он направляется. На вахте помечают время, когда человек вошел, и отслеживают, чтобы он вышел.

Также охранники обеспечивают порядок на первом этаже, контролируют въезд на территорию машин. Раз в два часа — обход по периметру здания, охранники проходят по этажам на переменах, осматривают помещения”.

КРАТКИЙ КУРС УСАТОГО НЯНЯ

Базой для курса подготовки стала программа обучения охранников 4 — 6 разрядов, дополненная тактико-технической подготовкой и психологией. Особое внимание уделяется психологии работы с детьми и спецсредствам охраны. Обучение с отрывом от производства. После него предусмотрена стажировка.

По закону, охранником можно стать только после окончания специального негосударственного образовательного учреждения. Также к охране столичных школ допускаются сотрудники ЧОПов не старше 45 лет.

Участник разработки отраслевого стандарта предлагает обратить внимание на уровень образования специалиста: “Надо внести, что охранник детского учреждения должен иметь среднее или незаконченное среднее образование, хотя ни в каком законе или приказе я этого не нашел. Охранник не может быть глупее сегодняшних продвинутых деток”.

[attention type=yellow]

Эксперты ОП РФ отметили, что представленный документ станет основой для разрабатываемого сейчас стандарта охранника.

[/attention]

Среди основных претензий к документу — наличие в перечне уровней “сторожей” или “вахтеров” (первый, самый простой уровень). “Мы ведь боролись за то, чтобы исключить услуги вахтеров”, — сказал исполнительный секретарь объединения работодателей сферы безопасности Олег Силин.

Его успокоили тем, что по новому нормативу сторожа-операторы-вахтеры должны быть в штате школы, а не ЧОПа. Однако при этом для них тоже необходима какая-то минимальная программа обучения, настаивали критики.

Требуется также предусмотреть в стандарте проверку на наличие судимости и прочих оснований, препятствующих работе в образовательном учреждении.

Споры вызвала и необходимость мобильных групп — так как частная охрана не занимается поиском и задержанием преступников по горячим следам. Решили, что в стандарте надо четче прописать механизм взаимодействия с полицией. Кроме того, Минобрнауки предлагает в ближайшее время ввести в школах должность заместителя директора по безопасности.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/articles_3744.html

Чоп – определение, законы, специфика деятельности и полномочия

Как юридически грамотно оформить отношения по охране школы с ЧОП.

Последнее обновление: 11.02.2020

Согласно N2487-1-ФЗ от 1992 года, ЧОП — это организация, создающаяся как ООО. ЧОП в РФ вправе осуществлять охранную деятельность.

Что такое ЧОП

Организации, занимающиеся охранной деятельностью, называются ЧОПами. Закон делит их работу на охранную и детективную деятельность и запрещает совмещать ее с выполнением других функций. Полномочия ЧОП:

  • защита населения от противоправных посягательств;
  • защита имущества человека, обратившегося за помощью, включая транспортировку собственности;
  • изготовление, внедрение на практике средств, относящихся к пожарной сигнализации;
  • разработка и подготовка предложений по защите населения от посягательств противоправного характера;
  • обеспечение сотрудниками ЧОП правопорядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации, физические лица, не имеющие статуса, относящегося к ЧОПу, не могут оказывать вышеперечисленные услуги.

Специфика ЧОП

Организации обязаны получать специальное разрешение, которое выдается ОВД. Что запрещается законом охраннику? Совмещать работу в ЧОПе с должностями на госслужбе, либо быть членом выборного органа в общественных объединениях. Руководитель ЧОП обязан иметь высшее образование.

Лицензия ЧОПу выдается на пятилетний срок. Бумаги, необходимые для работы ЧОПа, рассматривается органами внутренних дел 60 дней.

Для того чтобы организация могла получить разрешение на работу, ЮЛ должно соответствовать требованиям:

  1. С каждым из обращающихся к услугам клиентов должен быть заключен договор по правилам, установленными для охранной деятельности.
  2. Требования к охраннику: наличие соответствующей квалификации. Уровень подготовки работника должен быть подтвержден удостоверением.
  3. ЧОП соблюдает все требования НПА.

Со своей стороны, государство обязано осуществлять надзор за работой охранной организации на предмет соответствия ее деятельности российским законам.

Правовые аспекты регулирования ЧОП

В РФ в 1992 году был принят N2487 – ФЗ, Он регулирует права охранников, основы их работы. Оказание услуг в одноименной сфере позволено специально созданным учреждениям, имеющим разрешение от ОВД.

Охранник, то есть работник ЧОПа, по ст. 11.1 N2487-1 – ФЗ, выполняет обязанности на основании подписанного трудового контракта, заключаемого с руководителем ЧОП. Законодателем охранник признается полноправным субъектом трудовых отношений. Поэтому ответ на вопрос, может ли директор ЧОП работать охранником, утвердительный (при наличии совмещения должностей на одном предприятии).

Нормативные акты, регулирующие деятельность ЧОП

В 1992 году, весной вступил в действие закон, регулирующий полномочия охранника и его правовой статус. Закон четко устанавливает список услуг, которые могут быть оказаны сотрудниками ЧОП.

Закон состоит из 9 разделов, включает в себя 22 статьи. Но нормы обязательны для всех, кто находится на территории РФ, включая и иностранцев.

Детективные услугиОхранные услуги
розыск должниковохрана здоровья и жизни
поиск детей (пропавших)защита транспортируемых грузов
работа, направленная на раскрытие противоправного деяниясохранение материальных ценностей
разрешение споров между субъектами, ведущими коммерческую деятельностьохрана объектов различного назначения
сбор информации, предмета деловых переговоровпривлечение сотрудников ЧОПа для осуществления пропускного режима
получение данных, необходимых для справедливого разрешения в суде гражданских споровустные консультации клиентов
участие по время массовых мероприятий в них с целью поддержания правопорядка

Субъекты частной охранной деятельности

ЧОП – это ЮЛ, которые работают по специальному разрешению от ОВД. Создается в форме ООО, с капиталом размером не менее 100000 рублей.

По правилам, разработанным для охранника, им может быть гражданин, который достиг восемнадцати лет, прошел подготовку (профессиональную), прошел аттестационное испытание. Это подтверждается удостоверением.

Частный охранник – это сотрудник ЮЛ, с которым заключен трудовой договор. Работник или охранница ЧОПа приобретает правовой статус, если:

  • человек дееспособен;
  • не имеет заболеваний, которые станут помехой для исполнения служебных обязанностей;
  • не судим;
  • лишен удостоверения охранника и т.д.

Удостоверение имеет срок – 5 лет. Его продление происходит после повышения квалификации в специализированных учреждениях.

Права и обязанности частного охранника

Что запрещено частному охраннику? В законе установлены полномочия охранника, связанные как с трудовым законодательством, так и с осуществлением им профессиональной деятельности.

Права:

  1. Право на оформление по контракту.
  2. На отпуск и заработную плату, оговоренную в трудовом контракте.
  3. Право на применение оружия огнестрельного типа, а также специальные средства в случаях, которые предусмотрены специальными НПА.

Право на применение огнестрельного типа оружия дано охранником в случаях:

  • отражение нападения, когда жизнь охранника подвергается опасности;
  • отражение вооруженного, группового нападения на собственность, которая охраняется;
  • на предупреждение (выстрел в воздух) в качестве намерения о применении оружия, подачи сигнала, тревоги, вызова скорой помощи.

Что может делать охранник на работе? Комплекс вышеперечисленных действий.

Охранник не имеет права на досмотр вещей.

На практике, многие охранники требуют у покупателя досмотр сумки, которая находится вместе с ним, при подозрении на то, что покупатель или посетитель магазина украл что-то с торговой точки.

Полномочия работника – охранника супермаркета ограничены. Он не имеет права на личный досмотр. Если охранник пытается провести это мероприятие вопреки воле человека, необходимо обжаловать действия работника – охранника.

[attention type=red]

Если покупатель не знает, как поступать в этой ситуации, необходимо вызвать администрацию супермаркета, магазина либо пригласить руководителя охраны.

[/attention]

Ограничения, связанные с осуществлением частной охранной деятельности, введены с целью не допустить нарушения прав и законных интересов граждан. Если последние нарушают закон, то расследовать противоправные действия обязаны не сотрудники частных организаций, а представители ОВД.

Основание для досмотра

По ст. 12 N2487-1 ФЗ, если охранник на месте поймал человека, который совершал противоправное деяние (например, воровал товар в супермаркете), он может его задержать и передать в незамедлительном порядке в ОВД. Таким образом, охранник имеет право задерживать человека, если налицо преступное деяние последнего.

В этой ситуации основным критерием, на что обязан опираться охранник в своих действиях, является противоправное посягательство. Только тогда охранник магазина или супермаркета имеет полное право задержать человека, если тот совершил преступление и охранник это видел, например, через системы слежения.

ВАЖНО: если потребителю были причинены действиями охранника страдания, как физические, так и нравственные, он имеет право потребовать компенсации с охранника.

По полномочиям охранника в магазине все ясно. Рассмотрим, какая статья закона дает право на применение им специальных средств.

Применение специальных средств

О применении специальных средств говорит ст. 17 закона. В рамках оказания услуг в виде вооруженной охраны имущества собственников сотрудники ЧОП вправе использовать специальные средства:

  • если им необходимо отразить нападение, которое угрожает жизни и здоровью граждан;
  • предупредить преступное деяние против собственности, которая охраняется.

ВАЖНО: запрещается применение специальных средств в отношении беременных, инвалидов, детей в возрасте до 18 лет. Кроме случаев явного оказания охраннику сопротивления, совершения на охранника нападения (как индивидуального, так и группового).

Контролирующие органы

За работой ЧОП осуществляет контроль государство. Оно выступает в лице уполномоченных органов.

Формы контроля за соблюдением ЧОПами лицензионной деятельности:

  • плановая проверка;
  • внеплановая проверка.

Основания проведения проверочных мероприятий – соответствующие приказы или распоряжения федеральных органов, относящихся к исполнительной ветви власти.

Кроме того, проводится проверка наличия и соответствующего хранения огнестрельного оружия. Проверка осуществляется один раз в три года. Длительность не превышает месяца. О ее проведении уведомляется прокурор РФ.

Проверка во внеплановом порядке осуществляется при наличии ситуаций:

  • если в результате проведения проверки в плановом порядке выявлены нарушения лицензии;
  • если от органов государства поступила информация о том, что действия ЧОПа создают угрозу жизни и безопасности населения в связи с тем, что нарушаются лицензионные требования;
  • при имеющихся обращениях граждан, связанных с жалобами на действия сотрудников ЧОП.

Жалобы и обращения граждан, которые связаны с нарушением их прав и законных интересов сотрудниками ЧОП, должны подтверждаться в документальном порядке.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/chop-raskroem-vse-sekrety/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: