Может ли учитель работать на 2 ставки? (36 учебных часов)

Содержание
  1. Работа педагога по совместительству
  2. Тк рф
  3. Работа педагогов по совместительству и совмещению
  4. Что является работой по совместительству педагогических работников?
  5. Допустимое количество часов в неделю
  6. Трудовой договор по совместительству с учителем
  7. Работа по совместительству для воспитателей
  8. Оплата работы
  9. Аттестация по совместительству
  10. Отпуск
  11. Стаж педагогического работника по совместительству
  12. Нюансы
  13. Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей
  14. «Учитель должен оставаться в школе после уроков»
  15. Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?
  16. «Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
  17. «Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»
  18. Что грозит
  19. «Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»
  20. «Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»
  21. «Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»
  22. «Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
  23. УчПортфолио.ру
  24. Больше работы — больше денег
  25. Отстающие

Работа педагога по совместительству

Может ли учитель работать на 2 ставки? (36 учебных часов)

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что каждый гражданин в свободное от основного места труда время вправе выполнять у того же, либо другого работодателя иные регулярные обязанности за дополнительную плату (внутреннее или внешнее совместительство).

Но федеральное законодательство вводит и другие нормы, конкретизирующие особенности совместительства для определенных категорий специалистов, и обязательные к исполнению как нанимателями, так и наемными работниками. К таким категориям относятся фармацевты, медики, сотрудники учреждений культуры и образования. На специфике работы по совместительству педагогических работников и будет акцентировано внимание в настоящей статье.

Тк рф

Основные нормы совместительства отражены в Трудовом кодексе в ст. 60, 282—288.

Они регулируют взаимоотношения между работодателем и работником, возникающие при выполнении последним функционала, возложенного на него сверх тех, что определяет трудовое соглашение по уже занимаемой должности.

Но преподавательский состав относится к той профессиональной касте, для которого в ст. 282 сделана оговорка о том, что для него возможность совместительства или совмещения может иметь свои особенности, устанавливаемыми отдельными правительственными актами.

Основной нормативной базой для регулирования трудовых обязательств, выполняемых педагогами сверх основных, являются закон «Об образовании» № 273-ФЗ и Постановление Минтруда РФ № 41.

В последнем даются наиболее четкие разъяснения, на каких должностях педагогические работники могут осуществлять подработку, в каких объемах и какой продолжительности.

Там же определяются основные критерии разграничения совместительства и совмещения учителей, воспитателей и преподавателей.

Работа педагогов по совместительству и совмещению

Основная разница между этими понятиями состоит в том, что в случае совместительства педагогический работник выполняет другой функционал у иного работодателя, а в совмещении – берет на себя часть дополнительных обязанностей либо расширяет объемы уже выполняемой работы по главному месту труда по той же должности.

Совместительство обязательно должно быть оформлено отдельным соглашением, а при совмещении расширение функционала и оплата за его выполнение оговариваются в дополнении к уже существующему договору.

Что является работой по совместительству педагогических работников?

Преподавательская работа может в себя включать учебную, воспитательную, а также другие виды педагогической деятельности, предусматриваемые квалификацией по соответствующей должности. Это касается как должностных обязанностей преподавателя по основному месту труда, так и тех, что он может исполнять сверх этого.

При этом согласно Постановлению N 41 совместительством для педагогов не могут считаться:

  • научная, литературная или другая деятельность творческого характера, которой не отведена дополнительная вакансия по штату;
  • проведение специальных экспертиз за разовую плату;
  • преподавание или консультирование с почасовой оплатой (здесь закон устанавливает годовое ограничение в 300 ч.);
  • преподавание в том же учреждении образования, а также руководство аспирантами, докторантами, заведование кафедрой или факультетом, руководство классом, председательство в различных комиссиях, производственных обучениях и практиках, заведование кабинетами, лабораториями, проведение экскурсий и др;
  • преподавание в том же учреждении сверх часовой нормы за отдельную ставку.

Все вышеперечисленные виды обязанностей могут возлагаться на педагога в порядке совмещения за отдельную плату.

Допустимое количество часов в неделю

Постановление № 41 устанавливает недельные часовые нормы по совмещаемым должностям для работников образовательной сферы. Согласно ему продолжительность труда в течение месяца по каждому дополнительному трудовому договору не должна превышать 50% месячной нормы, а для тех педагогов, у которых этот показатель составляет менее 16 ч. в неделю, – еженедельных 16 часов.

Ч. 1 ст. 333 Тк рф для работников образования устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – в общем случае она не может быть более 36 ч. в неделю. Отсюда следует, что длительность подработки и совмещения для таких сотрудников не может превышать 18 ч.

Недельные нормы часов за одну ставку заработной платы педагогов различных квалификаций и специальностей устанавливаются приказом Минобразования N 1601, и могут сильно различаться.

[attention type=yellow]

Так, например, учителям иностранного языка в организациях дошкольного обучения устанавливается недельная часовая норма продолжительностью 18 ч., а инструкторам по физкультуре – 30 ч.

[/attention]

Эти нюансы обязательно должны учитываться при установлении длительности рабочего дня педработникам по совмещаемым обязанностям.

Трудовой договор по совместительству с учителем

Если педагог берет подработку в том же учреждении образования, что и главное место труда, то она не считается совместительством и не требует оформления самостоятельного трудового договора. Сотруднику будет достаточно внести изменения в основной договор (то есть оформить факт совмещения соглашением).

Если же человек работает в нескольких организациях, то обязательно заключение трудового соглашения в каждой из них.

Неотъемлемым пунктом при оформлении договора по совместительству является часовая норма рабочего дня педагога и описание его функционала.

Документ должен отражать все условия и особенности взаимоотношения сторон, включая их права и обязанности. Отдельно оговаривается размер и порядок оплаты труда сотрудника.

Образец трудового договора учителя-совместителя.

Работа по совместительству для воспитателей

Для воспитателей действующим российским законодательством установлена недельная часовая норма продолжительностью 36 часов. Если воспитатель работает сверх нее по своей же должности в том же учреждении, то такие обязанности нужно оформить на условиях совмещения. Трудоустройство к стороннему работодателю требует заключения обособленного трудового соглашения.

Подработка воспитателя не может еженедельно превышать 18 часов, а количество мест труда не ограничивается. Так, если сотрудник готов нести нагрузку 72 часа в неделю, то из них 36 часов будут работой по главному месту труда, а два других трудовых договора будут описывать функционал по дополнительно занимаемым должностям. По каждому из них недельная норма не может быть более 18 ч.

Оплата работы

Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени.

Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ.

При этом не имеет значения, оформлена ли подработка в качестве совместительства либо совмещения.

В расчет среднего заработка при исчислении различных компенсаций педработникам, работающим на нескольких местах работы, включается зарплата по всем видам совместительства.

Аттестация по совместительству

Педагоги-работники государственных учреждений имеют законодательно закрепленное право пройти аттестацию на любую категорию как по главному, так и по дополнительному месту труда.

Отпуск

Отпуск совместителю предоставляется одновременно с отпуском по основной должности.

Практически весь преподавательский состав имеет право на удлиненный отпуск – их длительность определена Постановлением Правительства РФ № 466.

  Продолжительность отпуска педагогических работников может варьировать от 42 до 56 дней в зависимости от вида образовательного учреждения-работодателя и занимаемой в нем должности.

[attention type=red]

В случае, когда отпуск по совместительству меньше по длительности отпуска по главному месту труда, то эти дни оформляются как отпуск без сохранения заработной платы.

[/attention]

Нарушением трудового законодательства будет считаться отказ в предоставлении отпуска совместителю по его требованию в период отпуска по главному месту труда.

Стаж педагогического работника по совместительству

Согласно Постановлению Правительства РФ № 781 педагогический стаж дает право сотруднику досрочно выйти на пенсию, но лишь при выполнении законодательно установленных нормативов времени труда в учреждениях образования. Льготная пенсия назначается в случае, если человек отработал в них не менее 25 лет. При этом место труда учителя должно числиться в государственном спецреестре.

Дополнительные часы совместителям будут засчитаны в льготный педагогический стаж для исчисления досрочной пенсии лишь при условии работы на втором месте на полной штатной ставке. Подтвердить такой стаж можно на основании справок работодателя, выданных в соответствии с требованиями закона и имеющих в своем составе все установленные законодательством реквизиты.

В педстаж засчитывается выполнение педагогических, руководящих и методических обязанностей в учреждениях образования.

Нюансы

Работа по совместительству педагогам не запрещена, но имеет свою специфику. Не все виды педагогической деятельности признаются совместительством, некоторые из них сотрудник может выполнять за дополнительную плату, но без оформления совмещения. Трудовой договор на совместителей-педагогов заключается лишь при трудоустройстве у другого работодателя.

Для учителей-совместителей действительны все льготы и компенсации, предоставляемые Тк рф. Педстаж сотрудника образовательного учреждения для получения пенсионных льгот исчисляется только при занятии им полной ставки педагога как на основной, так и на дополнительной работе. Часовые нормы на одну ставку по каждой должности устанавливаются Правительством РФ.

Источник: http://rabotnik-info.ru/sovmestitelstvo/pedagogicheskih-rabotnikov/

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Может ли учитель работать на 2 ставки? (36 учебных часов)

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

[attention type=green]

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

[/attention]

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

УчПортфолио.ру

Может ли учитель работать на 2 ставки? (36 учебных часов)

Во время прямой линии президент Путин в очередной раз говорил о повышении зарплат медикам. Ответственность возложена на регионы.

Учителя тем временем горько посмеиваются: власти территорий второй год повышают им зарплаты и гордо об этом отчитываются — так что теперь любой обыватель уверен, что школьные педагоги гребут деньги лопатой.

На самом деле картина всеобщего учительского благоденствия больше похожа на потемкинскую деревню.

Фото РИА Новости

Больше работы — больше денег

Президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года поставил задачу: средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по экономике региона. Там же намечена «дорожная карта» — сроки повышения зарплат в разных бюджетных областях.

В указе не конкретизировано, какую именно среднюю зарплату надо поднять; из контекста понятно, что по региону. В Москве средняя зарплата — около 50 тысяч в месяц; значит, зарплата московских учителей должна быть не ниже этой цифры.

Поэтому департамент образования Москвы обязывает школы ее повысить до нужного уровня, а провинившихся директоров вызывает на ковер.

Речь при этом идет о повышении именно зарплаты — общей суммы получаемых учителем денег за все, что он делает. Чем больше работы он берет — тем выше зарплата.

[attention type=yellow]

Учительская зарплата складывается из нескольких частей: это оклад, специальные доплаты (классное руководство, категория, проверка тетрадей, заведование кабинетом и прочее) и стимулирующие выплаты (за олимпиадников, высокобалльников ЕГЭ и прочих). Учительская ставка — это 18 часов.

[/attention]

На учителей приходится еще примерно столько же, а то и больше, дополнительной работы: подготовки к урокам, проверки тетрадей, дополнительных занятий с отстающими, посещения педсоветов и методсоветов. Все это при 18 часах уроков в неделю обеспечивает полноценную занятость.
Рабочая неделя учителя по ст.

333 Трудового кодекса — сокращенная, не более 36 часов, — это и 18 часов уроков, и внеурочная нагрузка.

В московских школах учитель без категории, давая 18 уроков в неделю, может зарабатывать от 22—26 тысяч рублей. При нормативно-подушевом финансировании это зависит еще и от количества учеников в школе и классе: чем больше школа, тем больше денег.

Поэтому учителя обычно берут нагрузку гораздо больше ставки. В разных регионах страны они работают на 1,3—1,6 (в больших городах), а то и на 2 ставки, то есть дают не 18, а до 36 уроков в неделю.

Так что рабочая неделя может быть и 48 часов, и 72 часа (то есть работа по 10 часов в день без выходных). Это сильно превышает 40-часовую норму рабочего времени, закрепленную в Трудовом кодексе.

А есть еще классное руководство, кружки, продленка — некоторые домой приходят только ночевать.

Фактически повышение средней зарплаты до среднего уровня по экономике достигается за счет того, что учителя делают полторы-две работы за одну зарплату.

Министерство труда, однако, в своем письме № 14-1/10/1-4013 от 2 сентября 2013 года, объясняясь по поводу продолжительности учительской рабочей недели у учителей, берущих больше одной ставки, с очаровательным цинизмом заявляет: «При этом в пределах продолжительности рабочего времени 36 часов, увеличение преподавательской (педагогической) работы осуществляется с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы (с дополнительной оплатой, соответственно, получаемой ставки заработной платы в одинарном размере) за счет уменьшения ненормированной части рабочего времени». В переводе на русский язык это означает, что даже при полутора ставках учителя, которые сами выбрали такую нагрузку, все равно работают не больше 36 часов в неделю: они просто меньше готовятся к урокам.

Отстающие

Среди школ-двоечниц, не повышающих учителям зарплату, как велит департамент образования, есть несколько топовых учебных заведений из московского рейтинга.

Причины их аутсайдерства чаще всего в том, что в них сравнительно немного учеников и много учителей, а классы разбиваются на группы по профилям и уровням; отсюда индивидуальное внимание к детям.

Учителя далеко не всегда горят желанием брать полторы-две ставки: не хотят ограничиваться школой, ведут научные исследования, занимаются другой работой и тому  подобное.

В таких школах средняя нагрузка на учителя может быть и меньше ставки; в них много уроков ведут совместители: молодежь, аспиранты, ученые — те, для кого работа с детьми — не единственная профессия и не способ заработка. Средние зарплаты в таких школах могут быть вдвое меньше, чем в среднем по Москве. Многие педагоги категорически возражают против попыток принудительно поднять им зарплату за счет увеличения групп и повышения нагрузки: это превращает штучную работу в конвейер, а значит, падает ее качество.

Еще 23 декабря прошлого, 2013 года министр образования Дмитрий Ливанов говорил на заседании Госсовета: «Иногда мы, к сожалению, сталкиваемся с ситуациями, когда это повышение происходит за счёт повышения учебной нагрузки. Такое повышение зарплаты не только профанация указов, но и работает, по существу, во вред настроениям учителей и качеству образования».

Источник: https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2542

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: