- Педология |
- Консультация для родителей «Почему важна предшкольная подготовка для детей?»
- Предшколная подготовка должна осуществлять:
- Советы родителям:
- Портал педагога |
- Предшкольная подготовка (инновационные формы и методы)
- Детсадовская подготовка к школе
- Школьная подготовка
- Новые федеральные государственные стандарты
- Фгос основан на возрастных особенностях ребенка
- Игра – ведущий вид деятельности
- Инновационные формы подготовки детей к школе
- Принцип психологической комфортности
- Адаптация детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки
- Консультация для родителей Почему важна предшкольная подготовка для детей?
- Предшколная подготовка должна осуществлять:
- Советы родителям:
Педология |
Яговцева Ирина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 372 комбинированного вида»
Населённый пункт: г.
Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС ДО»
17.09.
2018
Раздел: дошкольное образование
Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС ДО
Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать
взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах предшкольной
подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мы все, конечно, понимаем, что здоровье ребенка –основа успешного обучения в школе.
В понятие здоровье» входит и оценка поведения здоровья, его эмоциональная настроенность,
соответствие физического и психического развития возрасту.
Как выглядит здоровый ребенок? Веселый, активный ,с хорошим настроением, у него
прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, способен быстро сосредоточиться и
минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.
Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. Они
раздражительны, плаксивы, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче
обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Конечно, такие дети часто вызывают
раздражение даже у любящих родителей.
И прежде чем обвинять и наказать ребёнка, строго требовать подчинения, необходимо
разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь
Врача.
Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем
и в итоге, на серьезный срыв здоровья.
На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?
Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой
чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон.
Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной
[attention type=yellow]жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня –
[/attention]уроки, домашние задания, прогулки и т.п. Это необходимо для того, чтобы сформировать у
ребенка выносливость, выработать такие навыки, организованность, аккуратность,
проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.
Малыша нужно научить в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать,
гулять, играть. быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами
за столом, владеть гигиеническими навыками.
Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих
первоклассников неуклюжим и неловким, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей
и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишней нервозности
и утомлению и в результате к ухудшению здоровья.
Очень хорошо если ребенок будет знать. Время суток, дни недели, времена года и их признаки,
имена всех членов семьи, профессию своих родителей. Развивайте пространственные и
количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже,
[attention type=red]дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий
[/attention]кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в
этот трудный для него период.
Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких
детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все
возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам
по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их
надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты
закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь,
правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери,
слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки
ребенок произносит правильно. Главное — не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут
[attention type=green]сами собой. Самое разумное — обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция
[/attention]звукопроизношения –сложный длительный процесс и чем раньше вы им займетесь, тем лучше.
Хотелось бы посоветовать мамам и папам уделять 15-20 минут в день для занятий с ним ( более
продолжительные еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение
этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка,
конструирование,
мозаика,
важно,
чтобы
он
умел
слушать
взрослого.
Понимать
вопросы,
выполнять задания. Но будьте осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас,
крутится, лезет под стол, зевает… Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в
коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не
помогут.
Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться.
Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый
маленький успех и труд.
Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители
очень мало читают детям. Возьмите за привычку читать 10-15 минут в день с обязательным
рассматриванием картинок и беседой по прочитанному. Задайте ребенку простые вопросы: « О
чем читали?», «Кто из героев понравился почему?». Вы научите ребенка высказываться, любить
книгу, думать, рассуждать. Предлагайте сыну и дочери рассказывать о делах в д/ саду, о
прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся
проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов.
[attention type=yellow]Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей
[/attention]читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они
это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него
пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь» . Советы педагогов не брать
на себя функции школы, особенно, если у вас не очень получается.
И уж совсем не надо учить ребенка писать. Пусть больше рисует, печатает буквы, устно
считает, сравнивает, правильно писать его научат учителя.
Задачи родителей: создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
постоянный психологический контакт с ребенком;
заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Если
ребенок
живет
в
атмосфере
терпимости,
он
сам
учится
быть
терпимым.
Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и
уважать себя и
окружающих.
Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
Справедливость – порождает справедливость.
Если ребенок растет в постоянной критике, он
учится
осуждать.
Вражда
–
учит
враждовать.
Атмосфера
насмешек
учит
стесняться.
Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым. Атмосфера спокойствия
учит вере. Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.
Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас
влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет
царить добро и любовь, семьи будут крепкими.
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ! Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания
помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к
учебе.
Источник: https://www.pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=3695
Консультация для родителей «Почему важна предшкольная подготовка для детей?»
Предшкольная подготовка детей к школе начинается в учреждениях дополнительного образования или в детских садах. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.
И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Необходимым условием успешного обучения детей в начальной школе является предшкольная подготовка.
Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в проекте «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», предложенном Министерством образования и науки и одобренном Правительством России.
В документе указывалось, что «Предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания дошкольных возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения.
При этом занятия целесообразно проводить главным образом на базе сети учреждений дошкольного образования»
[attention type=red][/attention]Предшкольное образование направлено на уравнивание возможностей подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, с целью обеспечить им доступ к получению качественного образования при поступлении в школу.
В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется основание личностной культуры, которое в дальнейшем позволяет ребенку успешно усвоить любые специальные научные дисциплины.
В связи с этим возникают повышенные требования к предшкольной подготовке ребенка, актуализирует проблемы подготовки детей к переходу в школу, их готовности к постоянному обучению.
К тому времени, когда дошкольник пойдет в школу, он должен достичь определенного уровня не только физического развития, но и познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у него требуется сформировать соответствующие личностные качества.
[attention type=yellow]Главной целью этого возрастного этапа должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие у ребенка данной готовности негативно отражается на его способности к обучению, комфортности пребывания в классе.
[/attention]
Выделяются разные виды готовности к школе:
— Психологическая готовность
— Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
— Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться.
Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития.
Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок стремление преодолевать трудности стремление к достижению результата своей деятельности.
Для маленького человека переход из детского сада в образовательное учреждение это стресс и новый этап в жизни, именно поэтому к новому повороту следуют подготовиться основательно.
Предшколная подготовка должна осуществлять:
- социальную адаптацию, особенно актуальную для детей, не посещавших детский сад;
- умение работать в коллективе;
- навыки сосредоточения, проявления усидчивости и банальное умение не покидать свое место на протяжении урока;
- первоначальные знания в области математики, чтения и письма.
- психологическую готовность.
Предшкольная подготовка дает возможность рассмотреть, а впоследствии и развивать потенциал ребенка. Эти знания помогают маленькому человеку правильно решать жизненные проблемы, которые могут встретиться на это пути.
Специфика обучения позволяет малышу с раннего детства ощутить себя успешным и поверить в свои силы.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место.
[attention type=green][/attention]Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей.
Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59f276e65816694f429c8d1a/konsultaciia-dlia-roditelei-pochemu-vajna-predshkolnaia-podgotovka-dlia-detei-5a037a165a104f70dfb68ea2
Портал педагога |
Андрианова Евгения Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14 «Цветик–семицветик»
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогические условия организации предшкольной подготовки будущих первоклассников»
11.07.2018
Раздел: дошкольное образование
«Педагогические условия организации предшкольной подготовки
будущих первоклассников»
Дефиниция предшкольное образование вошла в современный научный
оборот, но не нашла до сих пор отражения в терминологических или
толковых словарях. Существуют близкие по значению термины, в частности
подготовка ребенка к школе, непрерывность педагогического образования,
преемственные начала в работе дошкольного образовательного учреждения и
школы. В современных реалиях уже никто не отрицает существование
термина предшкольной подготовки. Но стоит заметить, что предшкольная
подготовка это не только вопрос качества образования, но и качества жизни
подрастающего поколения. Эта подготовка состоит из комплекса
мероприятий, которые направлены на выработку условий для успешного
развития и воспитания детей, а также на охрану и укрепления их здоровья.
Понятие предшкольная подготовка используется в широком и узком
значениях. Так, в широком смысле предшкольная подготовка включает в себя
процесс обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в
разных социальных институтах, таких как семья, детский сад, разнообразные
центры развития и воспитания детей, которые ребенок может посещать до
школы. В узком плане «предшкольная подготовка» трактуется как подготовка
ребенка к школе, осуществляемая в дошкольных учреждениях для того,
чтобы обеспечить развитие ребенка.
Заметим, что не все дети посещают дошкольные образовательные
учреждения или специальных группы развития дошкольников при школьных
учреждениях. Соответственно, дети приходят в первый класс, имея разную
степень подготовки к овладению учебно-познавательной деятельностью. Во-
вторых, многие дети, доминирующее большинство, уже умеют читать и
писать, нельзя однозначно утверждать, что тот или иной ребенок готов к
школе. Готовность ребенка к школе — достаточно сложный и неоднозначный
вопрос. Важно, чтобы ребенок при поступлении в первый класс обладал
элементарными представлениями о счете, письме и чтении, что в свою
очередь позволит ему успешно адаптироваться к школьному
образовательному процессу, и быть на одном уровне со своими сверстниками.
С другой стороны, по наблюдениям учителей начального звена и психолог, у
первоклассников не сформировано умение организации своей деятельности,
недостаточно хорошо развита моторика, коммуникативные навыки, устная
речь, все это вызывает определенные сложности в выстраивании контактов со
сверстниками.
Таким образом, не стоит забывать, что обученность ребенка не
тождественна его способностям и психической зрелости. Обученность не
является синонимом высокой познавательной активности ребенка. Важная
цель подготовки будущих первоклассников должна быть ориентирована на не
на процесс обучения и ускоренного развития ребенка, а на обогащение и
максимальную реализацию потенциала детей. Данные факторы определяют
проблемы предшкольной подготовки детей как особо значимых в
педагогической теории и практике.
Готовность к школе представляет собой совокупность таких
компонентов как физическая, психологическая и интеллектуальная
готовность ребенка к школьной жизни. Так, помимо знаний и умений читать,
писать и считать, ребенок, достигнув старшего дошкольного возраста
должен:
— овладеть коммуникативными и социальными навыками, иными
словами он должен вступать в контакты со своими сверстниками,
коммуницировать с ними, использовать в повседневной жизни морально-
этические нормы, которые установлены в обществе, уметь высказывать и
отстаивать свою точку зрения;
— осмысливать процесс школьного обучения, понимать, что дает
получение новых знаний, соблюдение установленного порядка обучения в
школе, иметь стремление к обучению;
— уметь целенаправленно и по собственной инициативе работать над
задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их
последствия;
— иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной
активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;
— иметь положительное отношение к самому себе;
— развивать мелкую моторику, необходимую как для развития умения
писать, так и для развития речи;
— овладеть анализом, умением классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи;
— иметь хорошую физическую подготовку, координацию движений.
Ориентация на личность ребенка, выступает значимым принципом
предшкольной подготовки. В соответствии с данным принципом, важнейшей
ценностью выступает ребенок, его различные потребности и их
удовлетворение. Значение предшкольной подготовки состоит в сохранении
прав ребенка на детство, создании духовно-нравственной, физической и
интеллектуальной базы для учебной деятельности, удовлетворении
познавательных потребностей ребенка, его всестороннее развитие.
Представление будущим школьникам одинаковых образовательных
возможностей выступает основополагающей целью дошкольной подготовки.
Дошкольные образовательные организации имеют специальный
профессионально-ориентированный потенциал, который выражается в
наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной
среды и педагогов с психолого-педагогическим и медицинским
образованием. Непосредственно педагог знает характерные особенности
развития детей в различные возрастные периоды. Именно педагогический
работник может компетентно высказать свое мнение перед обществом
касательно вопроса воспитания и обучения подрастающего поколения.
Основная функция педагога заключается в воспитании,развитии и обучении
детей. Стоит отметить, что не каждый родитель дошкольника имеет такой
мощный потенциал как педагогический работник. На основании сказанного,
полагаем, что дошкольное образование должно быть обязательным. В таком
случае можно гарантировать одинаковые стартовые возможности детей при
поступлении в первый класс.
Стоит заметить, что в современных условиях проблема предшкольной
подготовки остается достаточно актуальной. Дошкольное образование во
многих странах мира выступает обязательным элементом системы
непрерывного образования. Так, во Франции, начиная с 20 века действует
закон о школе, в соответствии с которым вырабатываются меры,
направленные на обеспечение преемственности между дошкольным
воспитанием ребенка и школьным обучением. В материнских школах и
классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети
с 5 до 6 лет. В Финляндии дети в возрасте 5-6 лет обязательно воспитываются
в дошкольных учреждениях. В США посещение дошкольного учреждения
выступает нормой подготовки к школе. В Японии существуют специальные
учреждения, которые готовят детей 5-6 летнего возраста к школе. В
соответствии с законодательством Израиля обязательным является
посещение старшей группы в дошкольном учреждении для подготовке к
школе.
Стоит справедливо заметить, что в нашей стране опыт 80-х годов ХХ в.
по переводу шестилеток в подготовительные классы не был удачным, так как
не представилось возможным создать такие условия детям, которые
соответствовали их возрасту, в частности дневной сон, кормление и т.п. В
современных реалиях предшкольная подготовка предусмотрена в рамках
концепции так называемых школ Сколково для детей 5-7 лет. Данная
подготовка не обязательна, соответственно необходимо выработать формы
взаимодействия образовательного учреждения с детьми, которые в силу
различных причин не посещают дошкольные образовательные учреждения, а
также с их родителями. Так, среди таких форм можно выделить группы в
выходные и нерабочие дни, различные центры профессионального
консультирования, располагающиеся при детских садах, дистанционное
образование.
Достаточно важно, чтобы указанные формы взаимодействия с
родителями, которые, в свою очередь, самостоятельно занимаются
подготовкой ребенка к школе, не были направлены на чрезмерное
перенапряжение умственного развития дошкольника. Непосредственно на
усиление развивающего и воспитательного аспекта интеллектуальной
подготовки ребенка, а также стремление к познавательной деятельности,
развитие психических процессов делается упор в перечисленных формах
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Так, упор в образовательной деятельности должен ставиться на процесс
познания, успешный результат которого напрямую зависит от
познавательной активности конкретного ребенка. Также, эффективность в
достижении данной цели определяется содержанием образования и
условиями реализации образовательной деятельности. Для того, чтобы
повысить продуктивность дошкольной подготовки ребенка необходимо
создать такие психолого-педагогические условия, в которых ребенок
дошкольного возраста выработает свою активную личностную позицию, и
сможет проявить себя как субъект учебной деятельности. Иными словами,
каждому ребенку необходимо предоставить возможность в процессе
усвоения знаний обмениваться результатами познавательной деятельности,
обсуждать их. Воплощение данных особенностей предшкольнойподготовки
возможны в дошкольном учреждении при активном включении в данный
процесс педагогических работников в ходе взаимодействия с родителями
будущих первоклассников.
Таким образом, можно сказать, что ребенка дошкольного возраста
необходимо подготавливать к школьной жизни, а не только к
образовательному процессу. Так, доминирующая задача предшкольной
подготовки заключается в создании условий для осознанного,
содержательного проживания будущим школьником каждого дня, активного
внедрения дошкольника в сферы человеческой жизни.
Ребенок должен владеть арсеналом определенных знаний, умений о
навыков. В современных условиях, основной задачей является обеспечение
преемственности предшкольного и начального звеньев на законодательном
уровне со стороны государства. Так, чтобы это реализовать, необходимо в
системе непрерывного образования выделить новое промежуточное
образовательное звено, а именно — предшкольное образование, которое, в
свою очередь должно стать обязательным.
В детском образовательном учреждении содержание образования
включает в себя подход комплексного и разностороннего характера к
образованию старших дошкольников, но оно направлено в большей мере на
возрастную категорию детей, на общее развитие и значительно на меньшем
уровне на индивидуальные характеристики, которые необходимы
конкретному ребенку для процесса обучения. Соответственно, и отношение
педагогов к результативности предшкольного образования соотносится,
прежде всего, с характеристиками, которые необходимы для процесса
обучения в школе, в то время как важнейшим результатом в детском саду
выступает показатель общего развития.
Все выше изложенное свидетельствует в пользу того, что предшкольное
образование обладает существенными особенностями, которые
характеризуют его, как самостоятельную ступень общего образование.
Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=32352
Предшкольная подготовка (инновационные формы и методы)
Чтобы малыш-первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка детей дошкольного возраста.
Детсадовская подготовка к школе
Школьная подготовка
Новые федеральные государственные стандарты
Фгос основан на возрастных особенностях ребенка
Есть разные виды организаций, предлагающие уроки предшкольной подготовки:
- детский сад – в подготовительных к школе группах;
- школа – в предшкольных классах;
- центры детского развития – на специальных занятиях.
Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям, и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни.
Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – «учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.
Детсадовская подготовка к школе
Плюсы:
- Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;
- Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
- Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.
Минусы:
- Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой возраст детей, посещающих подготовительную группу, должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на один учебный год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.
Школьная подготовка
Плюсы:
- Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему ученику;
- В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителем, программой, по которой ему предстоит учиться.
Минусы:
- Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;
- Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитие социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.
Новые федеральные государственные стандарты
Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована.
Программа предшкольной подготовки вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести» ребенка к стандарту выпускника, оговоренному образовательным стандартом.
Фгос основан на возрастных особенностях ребенка
Важным итоговым достижением дошкольного возраста становится не набор умений, знаний и навыков, а личностные показатели детей.
Игра – ведущий вид деятельности
Подготовка дошкольников к школе предполагают, что основным методом их обучения будет игровая деятельность. Также ценными видами деятельности являются двигательная, познавательная, исследовательская, продуктивная и коммуникативная.
Инновационные формы подготовки детей к школе
Структура занятия по предшкольной подготовке по ФГОС изменена так, что учебная деятельность в обучении дошкольников теперь минимальна. В статусе повышена игра, исследовательская и проектная деятельность, объединение разных видов деятельности в одно занятие.
По новому стандарту, привычное занятие или урок отменяется. Вместо этого педагоги организовывают специальную деятельность, в которой дети активно себя реализуют – взаимодействуют, общаются, незаметно для себя накапливают знания, формируют умения и навыки.
Для организации деятельности педагоги используют технологические карты для класса предшкольной подготовки, заменившие привычные конспекты занятий и уроков.
Знания дети получают через поисковую деятельность, а не в готовом виде – так они усваиваются лучше. Малыши учатся устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытов, наблюдений, экспериментирования.
Принцип психологической комфортности
Работа по подготовке старших дошкольников к школе по ФГОС ведется с соблюдением современных, но проверенных временем дидактических принципов. Педагогами организуется образовательная среда, которая обеспечивает отсутствие стресса в последующем учебном процессе. Дети имеют возможность развиваться в индивидуальном темпе.
Новые стандарты предшкольной подготовки гарантируют будущему первокласснику:
- интеллектуальное и личностное развитие;
- формирование творческого мышления, познавательного интереса;
- сохранение физического и психического здоровья.
Эти условия являются инновационными для подготовки детей к школе.
Адаптация детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки
Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8479-predshkolnaya-podgotovka.html
Консультация для родителей Почему важна предшкольная подготовка для детей?
09 Ноября 2017
Предшкольная подготовка детей к школе начинается в учреждениях дополнительного образования или в детских садах. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.
И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Необходимым условием успешного обучения детей в начальной школе является предшкольная подготовка.
Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в проекте «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», предложенном Министерством образования и науки и одобренном Правительством России.
В документе указывалось, что «Предшкольное образование» не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания дошкольных возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения.
При этом занятия целесообразно проводить главным образом на базе сети учреждений дошкольного образования»
[attention type=red][/attention]Предшкольное образование направлено на уравнивание возможностей подготовки детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, с целью обеспечить им доступ к получению качественного образования при поступлении в школу.
В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется основание личностной культуры, которое в дальнейшем позволяет ребенку успешно усвоить любые специальные научные дисциплины.
В связи с этим возникают повышенные требования к предшкольной подготовке ребенка, актуализирует проблемы подготовки детей к переходу в школу, их готовности к постоянному обучению.
К тому времени, когда дошкольник пойдет в школу, он должен достичь определенного уровня не только физического развития, но и познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у него требуется сформировать соответствующие личностные качества.
[attention type=yellow]Главной целью этого возрастного этапа должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие у ребенка данной готовности негативно отражается на его способности к обучению, комфортности пребывания в классе.
[/attention]
Выделяются разные виды готовности к школе:
— Психологическая готовность
— Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
— Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок стремление преодолевать трудности стремление к достижению результата своей деятельности.
Для маленького человека переход из детского сада в образовательное учреждение это стресс и новый этап в жизни, именно поэтому к новому повороту следуют подготовиться основательно.
Предшколная подготовка должна осуществлять:
- социальную адаптацию, особенно актуальную для детей, не посещавших детский сад;
- умение работать в коллективе;
- навыки сосредоточения, проявления усидчивости и банальное умение не покидать свое место на протяжении урока;
- первоначальные знания в области математики, чтения и письма.
- психологическую готовность.
Предшкольная подготовка дает возможность рассмотреть, а впоследствии и развивать потенциал ребенка. Эти знания помогают маленькому человеку правильно решать жизненные проблемы, которые могут встретиться на это пути.
Специфика обучения позволяет малышу с раннего детства ощутить себя успешным и поверить в свои силы.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место.
[attention type=green][/attention]Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей.
Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Лопатина Елена Васильевна
Источник: https://www.prodlenka.org/stati-obr/sovety-roditeljam/11107-konsultacija-dlja-roditelej-pochemu-vazhna-pr