Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

Содержание
  1. Предоставление земли крестьянскому (фермерскому) хозяйству без торгов
  2. Что делать
  3. 1-й этап
  4. 2-й этап
  5. 3-й этап
  6. 4-й этап
  7. Вопросы и проблемы
  8. Как получить землю под фермерское хозяйство в 2020 году
  9. Кто может получить землю
  10. Какие угодья могут предоставляться
  11. Необходимые документы
  12. Порядок получения земли под КФХ
  13. Когда могут отказать
  14. Можно ли строить на земле фермерского хозяйства
  15. Земельный участок крестьянского хозяйства
  16. Правовой режим земельных участков крестьянских фермерских хозяйств
  17. Раздел земельного участка крестьянского фермерского хозяйства
  18. Вид разрешенного использования: Земельные участки для крестьянско-фермерского хозяйства
  19. Расшифровка и понятие ЛПХ
  20. Назначение участков, выделенных для фермерского хозяйствования
  21. Нормативно-правовые основы
  22. Терминология и расшифровка КФХ
  23. Порядок оформления земельного надела
  24. Виды земельных наделов, разрешенные к использованию ЛПХ и КФХ
  25. Как получить земельный участок бесплатно
  26. Преимущества и недостатки КФХ и ЛПХ
  27. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  28. Земля КФХ – все для загородного строительства
  29. Какие земли считаются КФХ
  30. Регулирование земельного вопроса 
  31. Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?
  32. Постройки на территории
  33. Что можно создавать на участке?
  34. Требуется ли разрешение на строительство?
  35. Нужно ли оформлять постройку?
  36. Могут ли штрафовать за строительство?
  37. Причины для сноса зданий 
  38. Лишение прав собственности 
  39. Какие территории подходят

Предоставление земли крестьянскому (фермерскому) хозяйству без торгов

Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

Чиновники всех уровней старательно внушают фермерам (и не только), что государственные сельхозземли, право собственности на которые не разграничено, муниципальные сельхозземли могут быть предоставлены фермеру на праве аренды только по результатам торгов (конкурсов, аукционов), ссылаясь на ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ «Об обороте …»), ст. 38 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) и пр.

В свою очередь, фермеры отлично понимают, что на торгах (конкурсах и аукционах) в качестве участников будут присутствовать гораздо более мощные, денежные и влиятельные субъекты, с которыми конкурировать по размеру предлагаемой ими арендной платы и иным параметрам фермеры просто не смогут.

Указанное понимание зачастую приводит к полному безволию и нежеланию фермеров бороться за право аренды государственных и муниципальных земель, соответственно, расширять свои хозяйства, со всеми вытекающими отсюда негативными экономическими и социальными последствиями.

Однако даже сама указанная норма ч.1 ст. 10 ФЗ «Об обороте …» о предоставлении участков на торгах (конкурсах, аукционах) содержит исключение и, соответственно отсылку к ч. 4 этой же статьи 10.

В свою очередь, абз. 5 ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте …» установил, что: «Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду … на возмездной… основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ».

Таким образом, норма абз. 5 ч. 4 ст. 10 также является отсылочной к некоему федеральному закону.

Указанным «неким» специальным федеральным законом является ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее ФЗ «О К(Ф)Х»).

[attention type=yellow]

Ч.1 ст. 81 ЗК РФ установила, что: «Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве».

[/attention]

Таким образом, норма ч.1 ст. 81 ЗК РФ также является отсылочной к ФЗ «О К(Ф)Х».

Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды в соответствии с порядком, установленным в специальном законе – ФЗ «О К(Ф)Х».

Что делать

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен положениями ст. 12 ФЗ «О К(Ф)Х», и его можно разбить на 4 этапа:

1-й этап

Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключённое между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 ФЗ «О К(Ф)Х».

Примечание: Предполагается, что предоставление соглашения, заключённого между членами фермерского хозяйства, в соответствии со статьей 4 ФЗ «О К(Ф)Х» не требуется, в случае, если КФХ образовано до вступления в силу ФЗ «О К(Ф)Х», на основании ранее действующего законодательства, которое не содержало обязательных требований о необходимости заключения членами КФХ указанного соглашения для создания КФХ.

2-й этап

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 ст. 12 ФЗ «О К(Ф)Х», с учётом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявлений …

утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном указанным федеральным законом.

3-й этап

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка … в аренду заявителю, указанному в пункте 3 ст. 12 ФЗ «О К(Ф)Х», и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Примечание: Предполагается, что указанное решение должно быть принято в форме постановления или распоряжения руководителя исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

4-й этап

Договор … аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 ст. 12 ФЗ «О К(Ф)Х» решения.

Примечание: Предполагается, что 7-дневный срок установлен не для заключения, а для подписания сторонами договора аренды, т. к. в большинстве случаев для заключения договора аренды, в соответствии со ст. 131, ч.3 ст. 433, ч.

2 ст. 609 ГК РФ, ст. 14.1 Областного Закона РО № 19-ЗС от 22.07.03 г.

, – требуется его государственная регистрация, которая, как показывает практика, осуществляется ровно 1 месяц с момента его предоставления в регистрирующий орган.

Вопросы и проблемы

Несмотря на, казалось бы, достаточную законодательную регламентированность вопроса предоставления земельного участка КФХ, на практике возникает множество нарушений.

1) Нарушение органом местного само­управления 1-месячного срока принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду либо отказ органа местного самоуправления в принятии такого решения.

В данном случае необходимо обжаловать неправомерное действие (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления и обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.

Если органом местного самоуправления будет издано какое-либо постановление или распоряжение об отказе в предоставлении участка, в судебном порядке необходимо обжаловать указанный ненормативный правовой акт путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании принять Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.

ВАЖНО: В обоих случаях не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанных заявлений, т. к. в противном случае суд в соответствии с ч.4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.

[attention type=red]

2) Нарушение 7-дневного срока на заключение с КФХ договора аренды испрашиваемого земельного участка либо отказ в заключении такого договора аренды.

[/attention]

В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО искового заявления об обязании органа местного самоуправления заключить договор аренды.

ВАЖНО: 1) Перед подачей такого иска в суд КФХ необходимо в соответствии со ст. 445 ГК РФ реализовать его обязанность по досудебному урегулированию спора в виде направления органу местного самоуправления проекта договора аренды (купли-продажи), в противном случае суд вправе будет на основании п. 2 ч.1 ст.

148 АПК РФ оставить такой иск без рассмотрения, ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора (о чём свидетельствует многочисленная судебная практика Арбитражного суда Ростовской области, 15-го арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Высшего арбитражного суда РФ, иных арбитражных судов в РФ).

2) В просительной части иска целесообразно указывать ВСЕ условия договора аренды (текст направленного проекта договора аренды), обязать заключить который требует истец – КФХ.

3) Отказ регистрирующего органа (федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) в государственной регистрации договора аренды по мотиву отсутствия публикации в СМИ сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.

В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия регистрирующего органа в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконным отказа регистрирующего органа в регистрации и обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды.

ВАЖНО: 1) Не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанного заявления, т. к. в противном случае суд в соответствии с

[attention type=green]

ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.

[/attention]

2) Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду КФХ, предоставление участка КФХ не связано с обязательной предварительной публикацией сведений об участке в СМИ.

Источник: https://www.krestianin.ru/articles/21706.php

Как получить землю под фермерское хозяйство в 2020 году

Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

Время чтения 9 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта.  Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

[attention type=yellow]

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

[/attention]

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-poluchit-zemlyu-pod-fermerskoe-xozyajstvo

Земельный участок крестьянского хозяйства

Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

На протяжении тысячелетий основным видом использования земель являлось ведение сельского хозяйства.

В современных условиях граждане могут объединяться в крестьянские (фермерские) хозяйства, чтобы осуществлять сельскохозяйственную деятельность.

Одним из основных признаков ведения такой деятельности является использование земельных участков для производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Порядок создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствие со статьей 1 указанного закона, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, имеющих общее имущество и совместно осуществляющее производственную и иную сельскохозяйственную деятельность, основанную на личном участии.

Одним из главных условий осуществления сельскохозяйственной деятельности является наличие у крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков. Статья 11 Федерального закона 74-ФЗ предусматривает, что фермерские хозяйства могут получать участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также самостоятельно приобретать их.

Приобретение участков для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства производится на общих основаниях, предусмотренных гражданским и земельным законодательством. Обязательным условием, которое следует учитывать в процессе приобретения таких участков, является конкретное целевое назначение земли – они должны входить в категорию сельскохозяйственного назначения.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по земельным спорам
Цены на услуги юриста по земельным спорам

Предоставление участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства также осуществляется только из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Порядок предоставления таких участков осуществляется по общим основаниям с учетом особенностей, определенных статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, цветоводство, виноградарство, а также иные виды сельскохозяйственной деятельности, законодательство не содержит ограничений на минимальный размер предоставляемого земельного участка.

Правовой режим земельных участков крестьянских фермерских хозяйств

Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства могут предоставляться и приобретаться следующие участки земли:

  1. Участки земель сельскохозяйственного назначения – для ведения основной деятельности хозяйства;
  2. Участки земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий – для строительства зданий и сооружений, необходимых для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как и любое другое имущество, участки земли находятся в общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовой режим общей совместной собственности крестьянского хозяйства определен статьями 253 и 257 Гражданского кодекса РФ.

Участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом, если иное не определено соглашением между ними. Распоряжение таким имуществом осуществляется только с общего согласия всех собственников.

Участки, предоставляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству из земель государственной или муниципальной собственности, подлежат формированию, постановке на кадастровый учет и государственной регистрации с внесением сведений о праве общей совместной собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

В случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство получило участок в общую совместную собственность до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оно не обязано проходить государственную регистрацию права на участок до момента распоряжения этим участком.

[attention type=red]

Приобретение крестьянским (фермерским) хозяйством земельных участков требует проведения государственной регистрации с внесением сведений в ЕГРП на общих основаниях, предусмотренных для совершения сделок с объектами недвижимости.

[/attention]

Каждый из участников крестьянского (фермерского) хозяйства обладает полномочиями по совершению сделок по распоряжению участком земли, принадлежащим хозяйству на праве собственности, однако для этого требуется согласие остальных участников хозяйства.

Раздел земельного участка крестьянского фермерского хозяйства

Раздел участка земли, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве общей совместной собственности, может осуществляться в случае прекращения деятельности хозяйства в связи с выходом из него всех членов, либо по иным основаниям.

Согласно статье 258 Гражданского кодекса РФ, доли участников ликвидируемого крестьянского (фермерского) хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не определен иной порядок определения долей при разделе.

Статья 258 Гражданского кодекса РФ и статьей 11 Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в случае выхода из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов, земельный участок не подлежит разделу. Участник, который решил выйти из крестьянского (фермерского) хозяйства, имеет право на выплату компенсации, соразмерной его доле в праве общей совместной собственности на участок земли.

Для определения размера компенсации, подлежащей выплате участнику при выходе из хозяйства, используется оценка рыночной стоимости земельного участка, которую проводит независимый профессиональный оценщик. Также участники общей совместной собственности могут определить размер такой компенсации своим соглашением.

Срок выплаты такой компенсации определяется соглашением всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Если соглашение между участниками не достигнуто, срок выплаты может определяться в судебном порядке, но не должен превышать одного года с даты подачи заявления о выходе из состава крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае несогласия с размером указанной компенсации, участник, подавший заявление о выходе из состава крестьянского (фермерского) хозяйства имеет право оспорить оценку рыночной стоимости земельного участка в судебном порядке.

Итоговый размер стоимости доли земельного участка при выходе участника из состава крестьянского (фермерского) хозяйства влияет и на размер его субсидиарной ответственности  по обязательствам хозяйства.

[attention type=green]

В течение двух лет после выхода из крестьянского (фермерского) хозяйства такой участник будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства, возникшим в результате деятельности до его выхода.

[/attention]

Размер такой субсидиарной ответственности не может превышать размер доли вышедшего участника в имуществе фермерского хозяйства.

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Источник: https://advocate-service.ru/zemelnyj-uchastok/zemelnyj-uchastok-krestyanskogo-hozyajstva.html

Вид разрешенного использования: Земельные участки для крестьянско-фермерского хозяйства

Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

Выбрать, что лучше КФХ или ЛПХ, непросто. Ведь обе эти формы ведения собственного дела относятся к сфере сельского хозяйства, а их внутренний кодекс, прописанный Законодательством РФ, имеет идентичные черты. Однако между ЛПХ и КФХ есть несколько существенных отличий, которые при оформлении формы правления бизнесом и могут стать ключевыми.

Расшифровка и понятие ЛПХ

Личное подсобное хозяйство (сокращенно ЛПХ) – это форма ведения сельскохозяйственного дела, которая подразумевает совместную деятельность нескольких граждан (более 2 особ), имеющих между собой родственную связь. В законодательстве Российской Федерации данное понятие о ЛПХ прописывается в статуте «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112-Ф3.

Согласно такому статусу надел земли, на котором планируется или уже производится личное подсобное хозяйство, имеет право находиться как в черте города, так и за его пределами. Касаясь собственности на надел ЛПХ, то здесь полномочия принадлежат не только предпринимателю, ведущему совместную сельскохозяйственную деятельность, но и третьему лицу, сдающему земельный надел в аренду.

В особых случаях земля для ЛПХ может принадлежать не конкретному лицу, а государственному органу управления, которое передает временное право на владение земельным участкам лицам, ведущим сельскохозяйственный бизнес (ст. 9, 10, 11 ЗК Российской Федерации). При этом территория выделенного земельного надела определяется местным муниципалитетом без согласования с предпринимателем.

Назначение участков, выделенных для фермерского хозяйствования

Согласно законодательству России участок земли, выделенный под ведение личного фермерского или подсобного хозяйствования, может использоваться исключительно для следующих целей:

  1. Выращивание любых земельных культур, пригодных для переработки и употребления.
  2. Выращивание скота для получения с него сельскохозяйственной продукции.

Примечательно, что не имеет значения арендованная земля, купленная или же выданная органами местного самоуправления. Однако право на выращивание скота и земельных культур распространяется на владельца надела, а также на членов семьи. А вот привлечение к труду третьих лиц наказывается в соответствии с законом.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сельскохозяйственные участки государства или муниципалитета предоставляются в собственность посредством проведения торгов (конкурсы, аукционы).

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Терминология и расшифровка КФХ

Как и ЛПХ, крестьянско-фермерское хозяйство (сокращенно КФХ) представляет собой вид ведения сельскохозяйственного предпринимательства, в котором могут принимать участие граждане, связанные между собой родственными узами, независимо от их гражданства. При этом каждый совладелец земельного надела КФХ обладает одинаковыми правами на использование участка. Но и ответственность за нарушение законодательства также будут нести все участники крестьянско-фермерского хозяйства.

Однако под понятие общей собственности попадает лишь земельный надел. А вот имеющееся на нем имущество (инвентарь, сельскохозяйственная техника, временные постройки и т. д.) должно делиться между всеми членами КФХ, что прописывается в соглашении между совладельцами участка и нотариально заверяется.

При выходе одного из участников крестьянско-фермерского хозяйства из состава собственников, ему полагается денежная компенсация, соответствующая доле в участке КФХ. Если же вышедший член КФХ согласен на выдачу товарной компенсации (продуктами питания, техникой, инвентарными принадлежностями и т. д.), то такая процедура также считается законной.

Порядок оформления земельного надела

Выделение земли для организации КФХ производится после подачи в муниципалитет соответствующего заявления и комплекта документов:

  • удостоверение личности заявителя;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • постановление администрации;
  • план земельного надела;
  • выписка из ЕГРН;
  • подтверждение оплаты полной стоимости участка, если он предоставляется на платной основе;
  • квитанция об уплате пошлинного сбора за регистрацию документов.

Существует несколько способов получения участка под КФХ:

  1. аренда для определенной категории лиц;
  2. проведение аукциона. Если надел принадлежит муниципалитету, то инициатива провести аукцион исходит от местных властей;
  3. взять в наем землю можно и без торгов, если участок не поставлен на учет;
  4. проводится конкурс на выкуп земельного участка в личную собственность.

Процедура выделения участка предполагает следующие действия:

  • подобрать подходящей участок земли. Для этого можно изучить информацию на официальном портале Росреестра, посетить местную администрацию и выяснить, какие сельскохозяйственные угодья пустуют на настоящий момент, поучаствовать в публичном аукционе. Сведения о таких мероприятиях публикуются в местных СМИ и в интернете;
  • подать заявление с просьбой выделить участок земли. В заявку следует включить такие сведения:
  1. цель, с которой заявитель предполагает использовать надел;
  2. полномочия заявителя;
  3. передается ли земля за определенную плату или на безвозмездных основаниях;
  4. необходимые размеры участка с учетом числа заявителей и будущих работников, объемов выработки продукции;
  5. договор об учреждении КФХ;
  6. срок, если земля выдается не на бессрочной основе. Заявление будет рассмотрено в течение 14 дней, еще около месяца занимает окончательное утверждение границ выдаваемой земли;
  • участвовать в публичном аукционе. После рассмотрения заявления сотрудники местной администрации передают распоряжение опубликовать в СМИ сведения о предстоящих торгах с указанием информации об участке, который передается в аренду. Приглашают всех желающих поучаствовать в торгах. Если иных претендентов нет, то земля передается заявителю без проведения торгов. Иначе победитель будет выявлен по результатам аукциона. Стоимость аренды при этом может значительно возрасти;
  • поставить участок на кадастровый учет. Если заявка была заранее одобрена администрацией, заявитель должен провести межевание надела и поставить его на учет за свой счет. В отдельных случаях расходы оплачивает муниципалитет. Границы участка определяет кадастровый инженер, проводит топографическую съемку и готовит необходимую документацию. После получения всех требуемых бумаг гражданин представляет их в Росреестр. После чего объект вносят в единый кадастр и оформляют паспорт участка.
  • после вынесения положительного решения о передаче объекта обратившемуся гражданину администрация подписывает с ним соглашение о найме или продаже участка. В соглашении необходимо указать:
  1. права и обязанности участников договора;
  2. размер арендных платежей;
  3. возможность последующего приобретения участка в собственность.

Впоследствии соглашение может быть продлено или расторгнуто, арендатор также имеет право выкупить надел, если подобный пункт имеется в договоре.

Согласно земельному законодательству, в отношении сельскохозяйственных угодий допустимо оформить безвозмездную аренду с последующей передачей земли в индивидуальную собственность, если она находилась в постоянном использовании по целевому назначению не менее 5 лет.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Виды земельных наделов, разрешенные к использованию ЛПХ и КФХ

В качестве участков для ведения крестьянского и фермерского, а также подсобно-хозяйственного дела могут использоваться любые земельные наделы, расположенные как в черте населенного пункта, так и за пределами. При этом право собственности такого земельного надела может принадлежать не только участникам ЛПХ или КФХ, но и третьему лицу или даже местным муниципалитетам.

Выделенные земельные наделы для ЛПХ и КФХ имеют одно предназначение – выращивание сельскохозяйственных культур и скота. Следовательно, грунт, на котором располагается надел, должен иметь исключительно однородную структуру – чернозем. Однако на такой почве могут наблюдаться ограничения по строительству, а именно:

  • запрет на возведение сооружений с фундаментом;
  • воспрещено заниматься постройкой жилого дома.

Площадь участка земли, выделенного под сельхозназначение, не должна быть больше 0,5 гектара. Однако в законе есть исключение, которое позволяет членам ЛПХ и КФХ получить земельный надел с площадью в 2,5 гектара. Но для его действия должны соблюдаться требования, прописанные в ЗК Российской Федерации.

Дополнительное условие, выдвигаемое к участкам земли, выделенных для использования под ЛПХ и КФХ, это наличие полной инфраструктуры. То есть угодье, выделенное под сельскохозяйственную деятельность, в т. ч. в промышленных масштабах должен иметь:

  • стабильное водоснабжение;
  • бесперебойное электропитание;
  • автомобильную дорогу, обеспечивающую функционирование хозяйства (передвижение с/х техники, завоз и вывоз сырья и т. д.).

Как получить земельный участок бесплатно

Федеральное законодательство не содержит положений, которые позволяют получить земельный участок по КФХ в собственность бесплатно.

Но земельный кодекс указывает на возможность предоставление сельскохозяйственных земель в безвозмездную аренду при условии их целевого использования в течение 5 лет.

В дальнейшем у КФХ есть возможность выкупа такого участка у государства практически за бесценок при условии заключения договора аренды с правом выкупа.

На территории муниципального образования могут действовать свои программы по развитию сельского хозяйства, позволяющие получить участок безвозмездно.

Вверх

Преимущества и недостатки КФХ и ЛПХ

Перед выбором формы организации, рекомендуется получить информацию, что такое КФХ и отличие от ЛПХ. На основании этого заранее взвесить все плюсы и минусы обеих форм ведения сельскохозяйственного дела.

Начнем рассмотрение плюсов с личного подсобного хозяйства:

  1. Простота организации.
  2. Отсутствие обязательной регистрации, как в случае с индивидуальным предпринимательством.
  3. Длительные сроки ведения сельскохозяйственной деятельности.
  4. Возможность сдачи в аренду части угодья.
  5. Бесплатное проведение инфраструктуры (за счет государственной казны).
  6. Возможность продажи сельхозпродукции.
  7. Возможность получения государственных льгот.
  8. Отсутствие налогообложения.

К минусам такого типа ведения сельского хозяйства относятся:

  1. Коллективная ответственность.
  2. Большие временные затраты.
  3. Ограниченность по территории, персоналу, виду деятельности и количеству производимой продукции.

К положительным качествам крестьянско-фермерского хозяйства эксперты относят:

  1. Длительный период отсутствия налогообложения (до 5 лет).
  2. Отсутствие строгой отчетности и налоговых проверок.
  3. Начисление пенсионного и рабочего стажа (для всех участников КФХ).
  4. Возможность принятия решений по использованию земельных наделов без обязательного собрания акционеров.

Из минусов КФХ следует подчеркнуть:

  1. Невозможность найма дополнительного персонала (помимо родственников).
  2. Ограниченность по строительству на земельном участке.
  3. Проведение инфраструктуры за собственный счет. Причем это требование считается обязательным для сельскохозяйственных наделов. При его неисполнении всех членов КФХ ожидает административный штраф.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Все земли подлежат обязательному разделению в соответствии с их целевым назначением в ходе которого им присваиваются определенные статусы. Помимо основной категории участку присваивается определенный вид разрешенного использования, который собственник, осуществляя свою деятельность, обязан соблюдать.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/fermeram-besplatno.html

Земля КФХ – все для загородного строительства

Помогите решить вопрос с земельным участком КФХ.

Сельскохозяйственный сектор играет большую роль в стратегии развитии государства. Поэтому в Российской Федерации ему уделяют большое внимание.

Если человек решил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, он должен получить участок земли под КФХ. К заявителям предъявляют особые требования. На законодательном уровне прописываются возможности использования земли и ответственность за нарушение норм.

Какие земли считаются КФХ

Земля под КФХ представляет собой участок, назначением которого является сельскохозяйственная деятельность. Такая земля располагается за пределами населенного пункта. Список территорий, пригодных для такой деятельности, прописывается в Земельном кодексе. Обратиться нужно к статьям 77, 78, 79, 80, 81.

В законе отмечаются легальные способы использования такого типа земли:

  • создание продукции сельхозназначения;
  • деятельность по хранению и переработке сырья для земледелия;
  • проведение исследовательской работы и научных экспериментов в сфере агропромышленного комплекса.

Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.

Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:

  • не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
  • запретить дробление крупной территории на мелкие участки.

Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.

Наименование населенного пункта

Величина минимум

Величина максимум

Москва

0.02

40

Санкт-Петербург

0.06

50

Хабаровск

0.1

50

Новосибирск

0.04

50

Екатеринбург

0.1

50

Ростов-на-Дону

0.08

50

Нижний Новгород

0.03

25

Пятигорск

0.06

50

И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.

Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.

Регулирование земельного вопроса 

Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.

  1. В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
  2. Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
  3. Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли.

    Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.

В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.

Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ № 101 от 24 июля 2022 года.

В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.

Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.

Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.

Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?

Владельцы наделов часто стремятся возвести дом на земле. И не знают, разрешено ли это законодательно.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ и статьей 403 Земельного кодекса РФ, собственник имеет право на строительство на участке. Запрета в законе на такие действия не предусматривается.

При этом в составе имущества разрешаются не только с/х постройки, а также:

  • объекты для проживания;
  • рекреационные постройки;
  • промышленные строения.

Поэтому построить дом и прописаться в нем разрешено на законодательном уровне.

Постройки на территории

Для возведения дома распространенным вариантом является приобретение земли для дачного строительства или садоводческой деятельности. В этом случае спрашивать разрешения местных органов власти не требуется.

Если назначение земли – ведение сельского хозяйства, то наделы имеют крупные размеры (более трех гектаров). И собственник должен будет доказать, что то или иное строение необходимо возвести именно на этом участке. Самым логичным объяснением будет создание животноводческой фермы для ежедневного постоянного присутствия на ней.

[attention type=yellow]

При этом не обязательно разводить большое количество скота. Даже если у человека будет 20 голов птиц, кролики, то строительство будет обоснованным.

[/attention]

Для строительства на участке КФХ нужно получить разрешение. Для этого в администрацию направляются:

  • свидетельство о праве собственности;
  • документы о причислении земли к КФХ;
  • проект будущей постройки.

Что можно создавать на участке?

На участках, предназначенных для ведения сельского хозяйства, можно прокладывать дороги и коммуникации. Они необходимы для доступа людей и спецтехники к наделу, а также оптимальной работы на нем.

Виды путей не прописываются на законодательном уровне. Поэтому можно делать бетонные, асфальтированные, а также грунтовые дороги. Разрешение на осуществление таких работ не требуется.

Требуется ли разрешение на строительство?

Разрешение на строительство требуется, если на земле для ведения КФХ возводится здание и строение. Это обусловлено тем, что самовольно построенные объекты не будут зарегистрированы в Росреестре.

Если же планируется возведение вспомогательных построек, то обращаться в администрацию не нужно. Таковыми являются:

  • капитальные склады;
  • цеха;
  • амбары;
  • овощехранилища;
  • гаражи;
  • сараи.

Но если будет отмечено, что жилое строение необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности, разрешение получать не нужно.

Нужно ли оформлять постройку?

Постройки, которые не требуют разрешения на строительство, оформляются по собственному желанию. Поэтому строения, которые можно назвать баней, сторожкой, будут считаться вспомогательными. И оформления они не требуют.

Могут ли штрафовать за строительство?

В соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях, капитальное строительство на КФХ без разрешения карается штрафом. Его размеры:

  • для физических лиц – 2000-5000 рублей;
  • для юрлиц – 500 000–1 000 000 рублей.

Наказание возможно только в случае, если будет доказано, что строения не являются постройками для вспомогательного использования.

Причины для сноса зданий 

В некоторых случаях построенное здание на территории КФХ могут снести. Это предусматривается при:

  • нанесении ущерба расположенным рядом зданиям, соседям;
  • размещении сооружения вблизи магистрали или инфраструктуры;
  • построении дома в пределах природной территории, являющейся охраняемой.

Решение о сносе здания принимается в судебном порядке. Собственник должен исполнить его. Компенсировать траты и расходы ему не будут. В остальных случаях обязать к сносу невозможно.

Лишение прав собственности 

Отчуждение собственности осуществляется в рамках законодательства России. Изъять участок могут в следующих случаях:

  • захламленность выделенной земли;
  • выброс в грунт отравляющих веществ;
  • нарушение плодородности почвы;
  • повреждение грунта.

Чтобы доказать, что данные события имеют место, проводится официальная экспертиза. Положительный результат может наблюдаться, если на участке будут обнаружены химические или токсические отходы.

Органы власти вправе забрать участок, если он используется не по назначению. В этом случае исправить ситуацию легко, высадив на нем несколько плодовых деревьев.

Какие территории подходят

Для ведения хозяйства подходят участки, расположенные вблизи транспортных дорог и линий передач. В этом случае можно сэкономить средства.

  1. При наличии коммуникаций можно начать работу сразу же. Также это позволит сохранить уровень санитарных норм.
  2. Стоит выбирать территории, площадь которых достаточна для ведения хозяйства.
  3. Обратить внимание нужно на участки, расположенные недалеко от населенного пункта. Ресурсы будет перевозить легче. А решать вопросы с администрацией можно быстрее.

Строительство на землях КФХ возможно. Важно соблюдать требования законодательства, чтобы не столкнуться с проблемами.

Источник: https://selhozproizvoditeli.ru/posts/zemlya-kfh-vse-dlya-zagorodnogo-stroitelstva

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: