Позади трамвая, дав тем самым пассажирам сесть в трамвай.

Содержание
  1. «Трамвайная остановка, на которой возникает когнитивный диссонанс». За что оштрафовали водителя Lada
  2. Водитель: «Меня предупреждали о ГАИ, но я ехал спокойно, думая, что ничего не нарушаю…»
  3. Изучаем ПДД. Останавливаться надо, даже если есть ограждение?
  4. ГАИ: водители претензий к организации дорожного движения не высказывают
  5. Сомнения недопустимы. Они влекут аварийные ситуации
  6. Трамвай — Цитаты
  7. Трамвай в прозе
  8. Трамвай в поэзии
  9. В пословицах и поговорках
  10. Московские городские железные дороги: как начиналась история трамвая в столице
  11. Лошади бегут по рельсам – что такое конка
  12. Паровичок – как выглядел стим-трамвай
  13. Первые вагоны на МГЖД
  14. Правила пользования московскими городскими железными дорогами (1908 год):
  15. Трамвайные забастовки
  16. Не может быть и речи: первые женщины-сотрудницы городских железных дорог
  17. Висельники – когда в столице появились первые зацеперы
  18. Городской грузовой – трамваи во времена революции

«Трамвайная остановка, на которой возникает когнитивный диссонанс». За что оштрафовали водителя Lada

Позади трамвая, дав тем самым пассажирам сесть в трамвай.

В центре внимания сегодняшнего выпуска «Разборов…» оказалась трамвайная остановка, а точнее две.

Вроде бы ничего особенного — установлены знаки, нанесена разметка, но многие водители с ходу не понимают, нужно ли притормаживать, например, если к островку подъезжает трамвай.

Водитель Lada до последнего момента был уверен, что нет. Однако его остановили сотрудники ГАИ и привлекли к ответственности. Разбираемся в неоднозначном случае.

Водитель: «Меня предупреждали о ГАИ, но я ехал спокойно, думая, что ничего не нарушаю…»

Остановки, о которых пойдет речь, расположены между ст. м. «Тракторный завод» и универмагом «Беларусь». Рядом — стадион «Трактор» и парк 50-летия Октября. Место не очень оживленное, однако именно здесь можно увидеть сотрудников ГАИ, которые пристально наблюдают за трамвайной остановкой. В этом мы сами убедились во время «Разборов…».

— В конце апреля ехал по улице Долгобродской (со стороны Серебрянки в направлении центра города), — рассказывает Владимир, водитель Lada Vesta. — Встречные водители моргнули дальним светом фар, предупреждая, что впереди автомобиль ГАИ. Я ехал спокойно, как мне казалось, ничего не нарушал, поэтому особо не беспокоился.

По его словам, он обратил внимание на трамвай, который двигался в попутном направлении, но не придал этому значения:

— Он поравнялся со мной, «аварийка» у него была включена. Из трамвая вроде бы никто не выходил. Я спокойно проехал дальше, притормозив перед «спящим полицейским». Затем услышал требование об остановке из автомобиля ГАИ, который проследовал за мной.

Водителю объяснили, что, не остановившись перед трамвайной остановкой, он нарушил требование ПДД, точнее — п. 120. Инспекторы напомнили: перед островком установлен знак «Остановочный пункт трамвая», и это не просто информация к размышлению, а посыл к прямому действию, то есть к остановке.

П. 120 ПДД: «Водитель должен остановиться, уступив дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота)». [attention type=yellow]

Владимир вину признал, штраф в 1 б. в. (сейчас — 25,5 рубля) оплатил. Но по-прежнему недоумевает: «На этой остановке есть островок, „спящий полицейский“, пешеходный переход… Я был полностью уверен, что люди направляются к тротуару через „зебру“, а не напрямую по проезжей части. Если бы пешеходы ожидали на тротуаре, то вопросов нет: я бы остановился у разметки, пропустил…»

[/attention]

Как объясняет водитель Lada, у него, как и многих других минских автомобилистов, сложился следующий образ: если остановочный пункт трамвая имеет ряд конструктивных элементов (а не как раньше только разметку), то останавливаться необязательно. Ведь пассажиров направляют к переходу, чтобы они пересекали дорогу безопасно и в одном регламентированном месте.

Это, конечно, заблуждение, но оно имеется у многих автовладельцев.

— На улице Якуба Коласа, через которую тоже проложена трамвайная линия, ситуация аналогичная, с одним но: там установлено ограждение, хотя знак «Остановочный пункт трамвая» тоже имеется (правда, установлен на островке). Там останавливаться тоже нужно? — задает резонный вопрос Владимир.

Изучаем ПДД. Останавливаться надо, даже если есть ограждение?

Пытаемся разобраться в том, что говорят ПДД. В п. 120 пешеходам косвенно разрешают направляться через проезжую часть к трамваю, находящемуся на остановке. Хотя сам пункт сформулирован как запрет для водителей. Такая вот казуистика…

В то же время есть п. 23, который позволяет садиться в транспорт с тротуара или обочины, правда, при отсутствии посадочной площадки. А в данном случае она есть.

П. 23.1 ПДД: «Пассажир обязан осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины»

Еще интересный момент касается статуса человека, садящегося в трамвай или выходящего из него. В какой момент он становится пешеходом/пассажиром? Тоже хороший вопрос…

Юрий Краснов замечает, что водителю Lada запросто могли вменить п. 121 ПДД, по которому в зоне остановки запрещено опережать трамвай с включенной «аварийкой».

П. 121 ПДД: «Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком „Остановочный пункт трамвая“ и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2».

Вывод такой: вне зависимости от того, установлено или нет ограждение, водителям попутных автомобилей нужно останавливаться, если у трамвая, подъезжающего к остановке, включена «аварийка». Хотя это, конечно, звучит в контексте некоторых ситуаций (как на улице Якуба Коласа) порой абсурдно.

Возникает ощущение, что ПДД не успевают за дорожной инфраструктурой, которая в Беларуси хоть и развивается, но крайне медленно. Вот в какие пункты нужно вносить изменения!

ГАИ: водители претензий к организации дорожного движения не высказывают

По нашим наблюдениям, каждый второй водитель при подъезде к остановке трамвая с включенной «аварийкой» притормаживает. Остальные проезжают без остановки.

Пассажиры трамваев на этих остановках выходят редко. Вокруг парк и особых точек притяжения нет. Те, кто все же выходят, направляются к пешеходному переходу или к широкому «спящему полицейскому», на котором нанесена разметка, как на «зебре».

Примечательный нюанс, на который обращает внимание Юрий Краснов: «С одной стороны зона остановочного пункта „упирается“ в газон, то есть пассажиры трамвая туда вряд ли направятся, а скорее пойдут к переходу. С другой — размещен высоковатый бордюр, который может служить преградой для пешеходов. В таком случае не проще ли было бы конструктивным способом направлять людей туда, куда они и так идут?»

Когда мы присутствовали на месте «Разборов…», стали свидетелями характерной картины. Недалеко от остановки заняли позицию сотрудники ГАИ. Инспекторы прождали недолго: буквально через несколько секунд заметили водителя BMW, который не остановился, несмотря на моргающий «аварийкой» трамвай.

[attention type=red]

Включились спецсигналы, и через несколько минут водитель автомобиля давал пояснения. Владимир вздыхает: «Прямо как в моем случае…»

[/attention]

— Пообщался с инспекторами, — говорит Юрий Краснов, который оперативно проследовал за служебной машиной ГАИ. — Они сообщили, что останавливали тут немало водителей. Объяснения стандартные: задумался, торопился. Удивительно, что претензий к организации дорожного движения никто еще не высказывал.

По мнению ведущего «Разборов…», говорить о нарушениях со стороны сотрудников ГАИ нельзя. Они действуют формально, но в рамках полномочий. Другое дело, что у многих водителей, учитывая контекст, возникает когнитивный диссонанс.

«Они видят „спящий полицейский“, пешеходный переход и распознают это как уже типовое решение, при котором не требуется останавливаться»

Сомнения недопустимы. Они влекут аварийные ситуации

То, что пешеходы — пассажиры трамвая появляются в этом месте редко, является лишь дополнительным фактором риска. Когда водители не готовы к появлению человека, его выход на проезжую часть становится неожиданностью. Как поведут себя автомобилисты? Да, есть «спящий полицейский», вынуждающий притормозить, но если кто-то решит выйти раньше?

— Пожалуй, это единственное место в Минске с трамвайными остановками, на которых водители теряются, — считает Юрий Краснов. — Честно сказать, я не могу дать однозначный ответ, обязан пешеход идти к переходу или может выходить на проезжую часть.

Как бы то ни было, путаница и сомнения недопустимы на дороге. Вкупе они влекут предпосылки к аварийным ситуациям. После сегодняшней статьи многие наверняка будут осторожны и остановятся. Но ведь по улицам ездят те, кто не увидит публикацию…

Ведущий «Разборов…» вспоминает, что похожая проблема была возле площади Змитрока Бядули. Но там установили ограждение, и ситуация сразу нормализовалась. Напрашивается такое же решение и здесь, тем более что сейчас в городе активно устанавливают ограждения посередине проезжей части. Почему же на улице Долгобродской забыли?

— Судя по словам Владимира, он опасности для окружающих не представлял, хотя формально ПДД нарушил, — подытоживает выпуск Юрий Краснов.

— Водители в любом случае снижают скорость, поскольку тут расположены искусственные неровности. Очевидно, требуется изменение обстановки, которая вводит в заблуждение.

Чтобы у автомобилистов не возникало сомнений: нужно или нет уступать дорогу пассажирам трамвая.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2019/05/19/razbor-128

Трамвай — Цитаты

Позади трамвая, дав тем самым пассажирам сесть в трамвай.

Цитаты 

13.06.2020 liv

Трамвай ЛМ-47 с прицепным вагоном

Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и англ. way — путь) — узкоколейная на­зем­ная электрическая же­лез­ная до­ро­га, вид уличного и частично уличного общественного транспорта, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.

Трамвай возник ещё в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге и является одним из старейших видов городского пассажирского транспорта. Экспериментальный электрический трамвай, изобретённый и испытанный Ф.

Пироцким, впервые появился в 1880 году в Санкт-Петербурге, а регулярное трамвайное сообщение впервые открылось в пригороде Берлина (Германия) в мае 1881 года под руководством компании Siemens & Halske.

Большинство трамваев использует электротягу с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников, однако существуют также трамваи с питанием от контактного третьего рельса или аккумуляторов.

Кроме электрических, существуют канатные и дизельные трамваи. В прошлом существовали конные, пневматические, паровые и бензиновые трамваи.

Трамвайные вагоны по назначению бывают пассажирские, служебные, грузовые, а также специальные (вагон-кран, вагон-компрессор, техническая летучка, передвижная электростанция и проч.).

Трамвай в прозе

— К нам жалует Майкрофт, мой брат!— И что же тут особенного?— Что особенного? Это всё равно, как если бы трамвай вдруг свернул с рельсов и покатил по проселочной дороге. Майкрофт движется по замкнутому кругу: квартира на Пэл-Мэл, клуб «Диоген», Уайтхолл — вот его неизменный маршрут. Сюда он заходил всей один раз. Какая катастрофа заставила его сойти с рельсов?— Он не даёт объяснений?
— Артур Конан Дойль, «Чертежи Брюса-Партингтона», 1892
Пришло известие о смерти Блока, умер от цынги. Уже появились некрологи.Милюков написал о нём, что он «общепризнанный наследник Пушкина». Пушкин и Блок?Она показала своё стихотворение, переписанное рукой Блока. Почерк у него хороший. Я спросила о последней её встрече с ним. Она была в трамвае. Блок поклонился ей и спросил: «Вы подадите мне руку?» — «Лично, да, но общественно между нами всё кончено». Он спросил: «Вы собираетесь уезжать?» Она: «Да, ведь выбора нет: или нужно идти туда, где вы бываете, или умирать». Блок: «Ну, умереть везде можно».
— Устами Буниных, 14 августа 1921 года
Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:― Трамвай построить, ― сказал он, ― это не ешака купить. В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все заржали. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные.
— Илья Ильф, Евгений Петров, «Двенадцать стульев», 1927 г.
Кто ездил в трамвае до 25 октября? Деклассированные интеллигенты, попы и дворяне. За сколько ездили? Они ездили за пять копеек станцию. В чем ездили? В желтом трамвае. Кто будет ездить теперь? Теперь будем ездить мы, работники вселенной. Как мы будем ездить? Мы будем ездить со всеми советскими удобствами. В красном трамвае. За сколько? Всего за десять копеек.А кого вы нам противопоставляете? Изобретателя? А что он изобрел? Тормоз Вестингауза он изобрел? Самопишущую ручку он выдумал? Трамвай без него ходит? Рациолярию он канцеляризировал?
— Владимир Маяковский «Баня», 1930
― Где же гости? ― спросила Маргарита у Коровьева.― Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочёл бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке.― Что рубить дрова, ― подхватил словоохотливый кот, ― я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.― Всё должно быть готово заранее, королева, ― объяснял Коровьев, поблескивая глазом сквозь испорченный монокль.
— Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» (часть II), 1940
Всю неделю лежал, страдая болью в мускулах от усиленной ходьбы, ― и был очень доволен. А за это время немцы подошли к Грозному и окружили Сталинград. Вчера всех порадовала сводка о нашем продвижении возле Ржева. В трамваях старушки говорили кондукторам: ― Ведь победа. Можно за проезд и не брать. Режиссер Майоров высказал предположение, что Ржев ― демонстрация, чтоб отвлечь от юга немецкие силы. Говорят, Сталин ― на юге.
— Всеволод Иванов Дневники, 1943
28-ое июня . Пошли по Невскому первые послеблокадные троллейбусы, очень праздничные и свежераскрашенные. Но это почти не влияет на загруженность трамвая. Да, мы снова узнали, что такое набитый трамвай.
— Александр Болдырев, «Осадная запись (блокадный дневник)», 1941-1948
― Просто вы начитались до отрыжки современных поэтов, ― сказал примирительно Захаров и с удовольствием повторил: ― До отрыжки.― Если судить по вашим книгам, вы тоже предпочитаете художественную литературу трамваю.― Дело в том, ― объяснил Захаров, ― что Бельгия ― классическая страна трамваев. И мистической поэзии. Меня выслали за границу ещё гимназистом. Я попал в Бельгию, прижился там и окончил инженерный институт в Льеже. Но дело не в этом. Дело в войне.
— Константин Паустовский, «Повесть о жизни» (Беспокойная юность), 1954
― Багреева, ты была когда-нибудь в театре?― Нет. Она вздыхает. Неужели она не знает, как она красива?― Кто из вас бывал в театре? Все сидят неподвижно. ― А знаете ли вы, что такое трамвай? Да, конечно, они слышали. Он гремит по утреннему городу. Я вижу напряжённое лицо вожатой и заспанные губы кондукторши. Я покачиваюсь на задней площадке, трясусь… вместе со всеми своими радостями, и раздумьями, и печалями… И пассажиры толкают меня под бока… Это старое уродливое электрическое животное ― трамвай! Но на нём я уезжал в будущее, когда ещё не существовали троллейбусы… Она будет идти по скользкой дороге. Будет уже темно вокруг. Ведь теперь темнеет рано. Осень ведь… Знает ли она о том, как она красива? И в губах ― ничего детского, уже ничего… В деревнях взрослеют рано.
— Булат Окуджава, «Новенький как с иголочки», 1962
Трамваи, возившие торф на консервный завод, делали здесь поворот, и мы, как саранча, кидались на платформы, сбрасывали куски торфа, подбирали и делили. Показался грузовой трамвай с платформой. Проводник в тулупе и валенках сидел на передней её площадке. Мы кинулись на приступ ― и тут увидели, что на платформе не торф, а свёкла. Боже ты мой, мы накинулись на неё, как волчата, она была мёрзлая, стукалась о мостовую и подпрыгивала мячиками. Я удачно повис и бросал дольше всех, пока надо мной не вырос тулуп проводника, и я выскользнул из самых его рук. Пока я бежал обратно, на мостовой поднялась драка.
— Анатолий Кузнецов, «Бабий яр», 1965-1970
Сидячие места есть не только в трамваях или автобусах — их много и в науке. Здесь их занимают не самые проворные, как в общественном транспорте, а и вправду убогие. Не те, кому далеко ехать, а кому долго дремать.
— Лев Клейн, Афоризмы о науке, 1960-е
И лишь выбежав из парка и столкнувшись с бессонным постовым, в нерешительности посмотревшим на него: остановить или не остановить, ― лишь тут словно споткнулся и перешел на шаг, трудно дыша. Из-за поворота, повизгивая, выехал ремонтный трамвай, это было Монахову по дороге, и, не ожидая от себя такой дерзости и прыти, Монахов улыбнулся милиционеру, подмигнул и вскочил на подножку трамвая. Милиционер погрозил кулаком ― и все. Монахов ехал домой, и ему легчало. Его мотало на рассветном, выплывающем из пара мосту, и он радостно глядел на мир. И то, что могло показаться ему неудачным приключением, вдруг вполне устроило и даже обрадовало его и чуть ли не исполнило удовлетворения. «Какое счастье, ― думал он, ― что ничего не произошло».
— Андрей Битов, «Образ», 1980
Александра ― благородное имя, опять же сколько вариантов, а Алевтина ― имя противное, потому что всегда напоминает девку-деревенщину, старательно и неумело скрывающую именно это ― деревенство. Алевтины ― это, на взгляд Александры Петровны, вчерашние свинарки, которые, трясясь в городском трамвае, клянутся, что никогда, во веки веков, хоть раздави их этот самый трамвай, не жили в деревне. Ну разве наездом и в глубоком беспамятном детстве. Алевтины, одним словом. Чурки с глазами.
— Галина Щербакова, «Дивны дела Твои, Господи…», 2001
В замороженном прицепе кондуктор дергает за веревку ― звонок, в ответ кондуктор моторного дергает за веревку ― звонок, вагоновожатый нажимает ногой на свой звонок ― и трамвай двигается с места.[11]
— Михаил Шишкин, «Венерин волос», 2004

Трамвай в поэзии

Шел я по улице незнакомойИ вдруг услышал вороний грай,И звоны лютни, и дальние громы,Передо мною летел трамвай.Как я вскочил на его подножку,Было загадкою для меня,В воздухе огненную дорожкуОн оставлял и при свете дня.Мчался он бурей темной, крылатой,Он заблудился в бездне времен…Остановите, вагоновожатый,Остановите сейчас вагон.Поздно. Уж мы обогнули стену,Мы проскочили сквозь рощу пальм,Через Неву, через Нил и СенуМы прогремели по трем мостам.[12]
— Николай Гумилёв, «Заблудившийся трамвай», 1920
День, из душных дней, что клейменына рынке белых бредов;Где вдоль тротуаров кайманылежат как свёртки пледов;Перекинутый трамваем, гдегудит игуанадон;Ляпис-надписями «А.эМ.Де».[13]
— Валерий Брюсов, «На рынке белых бредов», июнь 1922
НынчеНынче такой бесприметный день,что горькочто горько глядеть на людей.Даже трамваиДаже трамваи бегут от меня,зло и протяжнозло и протяжно звеня.Даже моторы —Даже моторы — друзья для других —фыркают,фыркают, как враги…
— Николай Асеев, «Чужая», 1928
Гремя, трамвай подкатывает к лесу.Толпа ― ларьки ― зеленый дым вершин.Со всех концов к прохладному навесуТекут потоки женщин и мужчин.Дома предместья встали хмурой глыбой,Прикрыв харчевнями облезлые бока.Пей затхлый сидр, глотай картошку с рыбойИ медленно смотри на облака…[14]
— Саша Чёрный, «Зеленое воскресенье», 1928
В трамвай садится наш Евгений.О, бедный милый человек!Не знал таких передвиженийЕго непросвещенный век.Судьба Евгения хранила,Ему лишь ногу отдавило,И только раз, толкнув в живот,Ему сказали: «Идиот!»Он, вспомнив древние порядки,Решил дуэлью кончить спор,Полез в карман… Но кто-то спёрУже давно его перчатки,За неименьем таковыхСмолчал Онегин и притих.[15]
— Александр Хазин, «Возвращение Онегина», 1946
Сказкам — отбой, книжкам — отбой,Война стоит у дверей.Здравствуй, мальчик, я за тобой,Вставай и двинем скорей.Под коврик ключ, и шаг за край,И счастье тем, кто не спал.В седьмое небо идет трамвай,Сдувая листву со шпал.
— Олег Медведев, «Мальчик», 1990-е
Может быть сесть на трамвай,может, лечь под трамвай,может, просто поспать…
— Алексей Никонов, «В нирване», 2000-е

В пословицах и поговорках

  1. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев». — М.: Вагриус, 1997 г.
  2. Булгаков М.А. Избранная проза. — М.: Худ. лит., 1966 г.
  3. Вс. В. Иванов, Дневники. ― М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001 г.
  4. Болдырев А.Н. «Осадная запись (блокадный дневник)». Санкт-Петербург, 1998 г.
  5. Паустовский К. Г.

    , «Повесть о жизни». Беспокойная юность; Москва: «АСТ, Астрель», 2006

  6. Булат Окуджава. Стихи, рассказы, повести. — Екатеринбург: «У-Фактория», 1999 г.
  7. Кузнецов А.В. Бабий яр. Москва, «Захаров», 2001 г.
  8. Большая книга афоризмов (изд. 9-е, исправленное) / составитель К. В. Душенко — М.: изд-во «Эксмо», 2008.

  9. Битов А.Г. Жизнь в ветренную погоду. ― М.: Вагриус, 1999 г.
  10. Галина Щербакова. «Кровать Молотова». — М.: Вагриус, 2001 г.
  11. Михаил Шишкин, «Венерин волос» — М.: «Знамя», №4 за 2005 г.
  12. Н. Гумилёв. «Огненный столп». — Петербург—Берлин: «Petropolis», 1922. — стр.33
  13. 13,013,1 В. Брюсов.

    Собрание сочинений в 7-ми т. — М.: ГИХЛ, 1973-1975 гг.

  14. 14,014,1 Саша Чёрный. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, «Эллис-Лак», 2007 г.
  15. А. А. Хазин. «Возвращение Онегина». (Литературные пародии). — Л.: «Ленинград», № 10, 1946 г.

ТроллейбусАвтомобильЭлектромобильЭлектробусЭлектрокарЭлектричка

Электрический самокат

Источник: https://vse-frazi.ru/citation/tramvay.html

Московские городские железные дороги: как начиналась история трамвая в столице

Позади трамвая, дав тем самым пассажирам сесть в трамвай.

Парад трамваев пройдет в столице 15 апреля, там покажут как менялся облик этого вида транспорта на протяжении всей его истории. Издание m24.

ru решило уделить отдельное внимание самым первым десятилетиям развития сети трамвайных путей, или, как их тогда называли, московской городской железной дороги.

Вы узнаете о том, какие технические ухищрения применялись в трамвайных вагонах, запряженных лошадьми, как москвичи прозвали первых зацеперов, какую работу впервые поручили на железной дороге женщинам, и в какой период можно было снять целый трамвай для поездки за город.

Лошади бегут по рельсам – что такое конка

ТАСС

Перед тем, как в столице появился первый вагон трамвая на электрической тяге в городе построили рельсы для вагонов, запряженных лошадьми. Назывался такой транспорт – конка. Он появился в 1872 году и пользовался у горожан большой популярностью.

Вагон с лошадиной тягой был сделан из дерева и имел два этажа. Второй был открытым и назывался «империал». Вела на этот этаж винтовая лестница. Закупили вагоны в Англии с фабрики «Старбек». Вмещали они по 40 человек.

В 1885 году в город стали привозить закрытые «зимние» вагоны конки, чтобы сделать проезд по дорогам более комфортным.

Кроме того, наладилось производство вагонов в Одессе, поэтому на конные железные дороги поставляли транспорт из Бельгии и с отечественного предприятия.

Первая линия конки была организована от Площади Революции до Белорусского вокзала.

Проезд в один конец на конном экипаже стоил 10 копеек в крытой части вагона, и по пять на незащищенном от ветра и осадков «империале».

Активное развитие конные железные дороги получили в 1874 году, тогда началось строительство дополнительных линий. Большая часть из них открылась в 1875-м и за год были перевезены восемь миллионов пассажиров. К 1891 году общая протяженность 11 веток конки составляла 48,1 километра.

Тянуть вагон с пассажирами по ровной местности могла и пара лошадей под управлением кучера. А вот на крутых подъемах приходилось подпрягать дополнительную силу. Мальчики-форейторы дежурили на каждом трудном участке с одной–двумя парами коней. Они же выпрягали их после того, как конка снова выезжала на ровную местность.

Новые вагоны, которые начали поставлять в столицу с 1885 года имели одну интересную особенность: пассажиры всегда сидели лицом по направлению движения.

Когда повозка начинала ехать в обратную сторону или давала задний ход, то спинки сидений откидывались. Пассажиры при этом вновь могли сесть лицом вперед.

[attention type=green]

Если две скамейки занимала компания друзей, то можно было также откинуть спинку одного из сидений и все участники могли сесть лицом друг к другу.

[/attention]

Вскоре конно-железнодорожный транспорт стал пользоваться большой популярностью, но справляться с требуемыми объемами перевозок уже не мог. В итоге городские власти стали искать новые решения.

В 1899 году в городе появилась первая экспериментальная линия для трамвая на электрической тяге – от Бутырской заставы до Петровского парка. Вагоны для нее создали на заводе Фанкервильд в Германии, а электрооборудование – на фабрике «Сименс и Гальске» в России.

Пути, которые проложили в столице для конной железной дороги потом стали адаптировать и использовать для трамвайной сети.

Это было большой удачей для работников столичной конки, потому что они не потеряли свое место, а просто перешли под новое начало и переучились. Произошло это, правда, позже, чем в городе появился первый электрический трамвай.

Вагоны нового типа стали курсировать с 1907 года, а массовое переобучение кучеров на вагоновожатых началось только в 1910 году.

Между этими событиями столица протестировала еще одну модель трамвая.

Паровичок – как выглядел стим-трамвай

ТАСС/Фотохроника

В 1891 году в столице начал ходить первый рельсовый городской транспорт на паровой тяге. Он ездил от Бутырской заставы до Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой академии. Горожане прозвали его паровичок. Фактически это был небольшой квадратный паровоз, с пятью-шестью маленькими вагонами позади. Их соединяли тамбуры.

Шумел и чадил такой паровичок не хуже больших собратьев, хоть и пропорционально своим размерам. Из-за этого в центре столицы пускать такой транспорт городские власти так и не решились. Там все еще главной оставалась конка.

[attention type=yellow]

Проезд в таком транспорте стоил недешево – 10 копеек, что по тем временам равнялось стоимости комплексного обеда, включавшего щи, кашу, жареную рыбу и чай. Оплату собирали кондукторы. Ночью из-за тусклого света, который давали в вагоне две свечи, они пользовались фонариками. Обычно их вешали на грудь.

[/attention]

Вагоновожатый паровичка не только управлял им, но и работал кочегаром. Русский писатель Константин Паустовский в юности управлял паровичком на столичном маршруте. До этого он работал вагоновожатым на трамваях в центре города, но угодил в аварию и был разжалован.

Несмотря на то, что паровички не добились своего места в центре города, они прослужили на окраинах столицы до 1922 года.

Первые вагоны на МГЖД

Трамваем рельсовый городской транспорт в официальных источниках назвали не сразу. В 1900 году, когда маршрутная сеть с вагонами на электрической тяге только начала развиваться, и вплоть до 1930 года, проект назывался «Московские городские железные дороги» или МГЖД. Так городская дума назвала трамваи после того, как началась реорганизация конно-железных дорог.

В народе, впрочем, уже ходило название трамвай, а точнее до успешного запуска первых пассажирских линий «электрический трамвай». Прилагательное исчезло из названия в 1904 году, после того, как стало очевидно, что этот вид транспорта – будущее городских железных дорог.

На линиях первой очереди МГЖД во время тестирования курсировали вагоны из Риги и Аугсбурга. К началу активного пассажирского движения в России были построены практически полные копии этих вагонов.

СМИ в те времена отмечали, что вагоны были богато отделаны, в них были зеркальные стекла, удобные сиденья, а сами они были в исполнении «легки и изящны». Отдельно подчеркивали вместимость вагонов – 52 человека в четырехосной конструкции.

По тем временам цифра была весьма значительной.

Отечественный вагон «Ф» был выпущен в 1907 году Мытищинским и Коломенским заводами. Первая партия состояла из 10 моторных вагонов, которые успешно прошли испытания. Всего за год были поставлены 40 экземпляров.

Они были скопированы с вагонов Беккера из Германии.

Внутренняя отделка трамваев была выполнена из красного полированного дерева, из него же были сделаны жалюзи на окнах с зеркальным стеклом, скамейки были сделаны из деревянных реек, а для внутреннего освещения использовали яркие лампы.

Правила пользования московскими городскими железными дорогами (1908 год):

1. Не допускаются к проезду:а) лица в состоянии алкогольного опьянения;б) арестанты с конвоирами;в) лица одержимые явно заразной болезнью;г) лица в пачкающей одежде и/или неприятно пахнущие пассажиры.2. Дети до семи лет не могут пользоваться «империалом» без сопровождения старших;3.

Запрещается вход и выход из вагонов на паровой или электрической тяге до полной из остановки;4. Для вагонов на конной тяге запрещается вход и выход в вагон во время движения через переднюю площадку;5.

На остановках пассажиры входят через заднюю площадку, а выходят через переднюю (если остановка сделана вне станции то войти можно было только пропустив всех выходящих);6. Занимать места сверх их установленного количества запрещается;7. Запрещается помещаться на перилах, ступеньках площадок и лестницах вагона, ведущих в «империал»;8.

[attention type=red]

Запрещается стоять внутри вагона и на втором его этаже;9. Запрещается ставить детей на сиденье в вагоне;10. К провозу разрешается малогабаритная ручная кладь, запрещен проезд с животными;11.

[/attention]

Курить в вагонах разрешается только в специально отведенных местах, в закрытых вагонах – запрещено;12 Запрещено загрязнять вагон, портить его и плевать на пол;13. Запрещена музыка, пение и шумное поведение в вагонах;14. С октября по апрель все окна должны быть закрыты, летом открыть окно можно только с согласия пассажиров;15.

Запрещено дотрагиваться до звонков, тормозов и других приспособлений управления вагоном;16 Пассажиры обязаны сохранять билеты, чтобы предъявить их контролерам и кондукторам до конца поездки;17. Пассажир без билета должен оплатить проезд и получить билет у кондуктора;18. Пассажир, нарушающий правила пользования железными дорогами, должен оставить вагон по требованию кондуктора или контролера.

Трамвайные забастовки

ТАСС/Фотохроника

Непростые страницы истории ожидали столичный трамвай в период с 1905 до 1907 года, на всю страну повлияла неудача в Русско-Японской войне.

Серьезно ухудшились условия труда и его оплаты на городских железных дорогах. Кондукторы, которые тогда получали самое низкое довольствие, начали возмущение.

Оно быстро охватило всех остальных сотрудников и за два года движение в городе прерывалось 11 раз.

Все это время бастующие требовали постоянные оклады, полуторной оплаты сверхурочной работы, выдачи формы за счет города, оплачиваемые отпуска и больничные, а также удешевленных квартир.

Управы старались пойти на встречу рабочим, но часто меры, которые предпринимали власти были недостаточными, поэтому забастовки затягивались.

Последней стала самая длинная акция протеста с 22 февраля по 9 марта 1907 года. Тогда были уволены несколько слесарей, что вызвало возмущение инженеров.

К кадрам на московской городской железной дороге относились очень внимательно, срочный набор рабочих не входил в планы старшего персонала.

После долгих переговоров, служебных расследований и комиссий управа смогла разрешить разногласия с рабочими мирным путем, не прибегая к массовым увольнениям.

Не может быть и речи: первые женщины-сотрудницы городских железных дорог

Женщина-вагоновожатый для современной столицы привычная картина. Однако в далеком 1914 году об этом, по словам директора городского трамвая Поливанова, «не могло быть и речи». И это при том, что тогда значительная часть мужчин ушла на фронт Первой Мировой войны, а количество вагонов на линии резко сократилось на треть – до 600 вместо 900.

Допускать женщин не хотели даже к приему оплаты за проезд. Считалось, что они будут регулярно допускать просчеты и не справятся с работой.

Только когда руководство сети осознало, что дальнейшее сопротивление найму слабого пола на работу может заморозить движение этого транспорта в городе, чиновники решились взять женщин в качестве кондукторов и стрелочниц. Отбирали они «самых развитых и интеллигентных» претенденток. К марту 1915 года количество сотрудниц-кондукторов выросло до 500.

Висельники – когда в столице появились первые зацеперы

ТАСС/Фотохроника

Первые пассажиры, цеплявшиеся для проезда за буфера, предохранительные сетки и балансировавшие на подножках вагонов, появились также в военное время.

Тогда это была отнюдь не забава – сокращение количества трамваев привело к тому, что люди попросту не помещались в вагоны. Они были вынуждены висеть снаружи, чтобы добраться до места назначения.

В народе таких пассажиров прозвали «висельниками».

Они были характерной чертой московского трамвая целых восемь лет – до 1922 года. Именно тогда после военной, а потом постреволюционной разрухи было вновь восстановлено пассажирское движение на трамвайной городской сети.

Городской грузовой – трамваи во времена революции

ТАСС/Фотохроника

Свершившаяся Октябрьская революция на время прервала историю трамвая как пассажирского транспорта. Сначала движение вагонов в городе прекратилось 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года.

Затем после завершения боев в ноябре снова начались сбои, потому что назначенный комитет не справлялся с поддержанием городского хозяйства. Рабочие и инженеры городских железных дорог начали бастовать. Вагоны стали двигаться беспорядочно.

К 1918 году ресурсы в столице настолько истощились, что количество рабочих маршрутов стало сокращаться – не было ни запчастей, ни рабочих, способных поддерживать всю транспортную сеть.

[attention type=green]

Сам трамвай постепенно начал терять свое основное назначение – его стали использовать для перевозки грузов, а не людей. Возили по рельсам топливо, дрова, почту и другие важные грузы.

[/attention]

Впрочем, именно это спасло сеть от полной разрухи, поскольку ради стратегических целей на этот вид транспорта выделяли средства.

Его начали содержать, ухаживать за путями и контактной сетью, хотя вагонам уделялось мало внимания.

С мая 1919 года трамваи получили еще одно необычное назначение – их использовали для цирковых представлений, которые пользовались большой популярностью у горожан. С июня того же года трамваи стали заказными. Рельсовый транспорт можно было арендовать за 300 рублей для поездки рабочим коллективом за город.

Восстанавливаться как городской транспорт трамвай начал только с 1922 года. В феврале уже заработали 13 маршрутов с регулярным движением вагонов. От перевозки грузов трамваи постепенно освободили автомобили.

https://www.youtube.com/watch?v=CQJ_FcfS2-I

Затем трамвайные линии стали активно достраивать, продлевать, а иногда и снимать, чтобы переложить на другие улицы. По такому принципу городская железная дорога строилась многие годы.

В 1929 году столица стала оживать, как город и режим работы городских трамваев в ночное время продлили до 1:30 – это время сохранилось и по сей день.

Но с этого же периода трамвай перестает быть и главным видом общественного транспорта в столице. Например, пути убрали с Тверской улицы, заменив там электрические вагоны автобусами, которые легко встраивались в общий поток и не мешали движению, хоть и не всегда справлялись с пассажиропотоком.

Постепенно на многих участках в центре города трамваи стали заменять другими видами транспорта. Но хотя электрические вагоны и ушли с главной улицы города и больше не ходят до площади Революции, они остаются значимой частью московского общественного транспорта по сей день.

Источник: https://www.m24.ru/articles/nazemnyj-transport/15042017/136641

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: