Школа вечерней рабочей молодежи

Вечерняя школа

Школа вечерней рабочей молодежи

Классическая бесплатная государственная ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА поможет Вам получить недостающее образование начиная с 6 класса. Вы сами выберете себе удобный график обучения: очную, очно-заочную или заочную форму получения образования.

Основная задача школы:

обеспечение равной возможности реализации конституционного права на получение образования всем гражданам России, в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, не взирая на образовательный, национальный, возрастной цензы и физические недомогания. Школа реализует эту задачу на базе многопрофильности, многофункциональности, гибкости форм и режима работы. Школа должна стать гарантом доступности и подлинной демократичности образования для ВСЕХ, но особенно для тех, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе, предоставлять возможность учиться всем желающим любого возраста, как работающим, так и не работающим, в удобной форме и в удобное время. Школа должна средствами образования содействовать социальной защите и психолого-педагогической реабилитации учащихся школы. Школа должна стать эффективным Центром социализации личности учащихся.

Основы работы школы::

  • признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • содействие гармонизации интересов личности учащихся и общества в целом;
  • обеспечение доступности качественного образования и просвещения для каждого гражданина;
  • учет специфики образовательных потребностей различных категорий учащихся вечерней школы
  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
  • Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
  • Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Кто же является учащимися школы на сегодняшний день:

  • Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в вечернее время. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие 9 классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и домохозяйки, ухаживающие за детьми, а также беременные женщины.
  • Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу в Дивизии Дзержинского, а также уволенные в запас воины-срочники и контрактники, в т.ч. и из горячих точек. Мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании.
  • Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам. Школа имеет договор с колледжами СПО «Колледж автоматики и радиоэлектроники» № 27 и ГОУ СПО Технологический колледж № 28 о переходе отчисляемых оттуда учащихся непосредственно в нашу школу.
  • Мигранты и эмигранты, получающие образование в рамках программы Московского правительства «Школа русского языка». По этой программе приезжающие в страну официальные мигранты и эмигранты в течение 1 учебного года получают интенсивный курс обучения русскому языку для возможности дальнейшего получения образования в государственных учебных заведениях. По окончании «Школы русского языка» они становятся учащимися этнокультурного класса нашей школы. В настоящее время в этнокультурном классе школы обучаются беженцы из Афганистана.
  • Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе. Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:
    • Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
    • Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого
    • Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой в вечернее время, либо параллельно со средним образованием в вечерней школе получать профессиональное образование
    • Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.
  • Люди с физическими недостатками, инвалиды, в том числе военнослужащие, проходящие лечение после ранений, полученных в горячих точках, в госпитале им.Бурденко

  • Лица, пребывающие под следствием в следственном изоляторе СИЗО № 6. Это – девушки и молодые женщины, высоко замотивированные на учебу, т.к. горько осознали ошибки, совершенные ими. Именно школьные занятия, регулярные и серьезные, помогают им не потерять себя как личность.

Источник: http://school-ext185.ru/vechernjaja-shkola/

Вечерняя школа – это… Описание и особенности вечерней формы обучения

Школа вечерней рабочей молодежи

Вечерняя школа – это возможность наверстать пробел в образовании, взяться за ум, задуматься о перспективах, совмещая с трудовой деятельностью образовательный процесс. Такие учебные заведения имеют особое значение в отечественной системе образования.

Специфика деятельности

Вечерняя общеобразовательная школа занимает промежуточное положение между обычными дневными учебными заведениями и дополнительным образованием. С телевизионных экранов звучит информация о доступности современного школьного образования. В реальной жизни в зависимости от разных факторов часть старшеклассников вынуждена покидать стены родной школы, искать способ заработать деньги.

Вечерняя школа — это шанс на приобретение образования, без которого сложно рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. У каждого гражданина в любом возрасте есть возможность на получение полного среднего образования. Затем выпускник такого заведения может продолжать обучение в учебном заведении высшего звена.

Вечерние школы это не только способ устранить недостающие пробелы в образовании, но и отличный повод подумать о ближайшем будущем, совмещая образование с трудовой деятельностью.

Кто может посещать вечернюю школу

В период существования Советского Союза такие учебные заведения пользовались спросом у рабочей молодежи далеко не школьного возраста. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Теперь учащиеся вечерней школы – подростки из неблагополучных семей, неспособные обучаться в обычных образовательных учреждениях.

Примерно третью часть учеников составляют молодые люди, вышедшие из школьного возраста, которые работают в различных компаниях. Безусловно, речь не идет о том, что у каждого старшеклассника есть право бросить среднюю школу и заменить ее вечерней формой обучения.

По законодательству, функционирующему в РФ, право на переход в подобное учебное заведение есть только у подростков, которые получили разрешение комиссии по делам несовершеннолетних.

Кого еще может «приютить» вечерняя школа? После нее ребята могут работать по контракту в рядах ВС РФ, ведь без среднего образования сделать это невозможно.

Также учениками вечерней школы становятся спортсмены, которые из-за постоянных поездок на соревнования не справляются с программой обычной общеобразовательной школы.

Проблемы вечерней школы

Вечерняя школа в Москве – распространенное явление в наши дни. У этих учебных заведений существует масса проблем, вызванных реформированием отечественной образовательной системы. Перечислим некоторые из них:

  • финансирование материально-технической, методической части, а также штата по остаточному принципу;
  • отсутствие специальных учебных программ;
  • заниженный статус учителя.

Среди других образовательных учреждений из-за минимального финансирования, остается без качественного косметического ремонта, обучающих материалов именно вечерняя школа. Город не всегда выделяет материальные ресурсы для решения подобной проблемы.

Сложности появляются и с укомплектованием штата сотрудников такого учебного заведения. Здесь не хватает методистов, социальных педагогов, психологов, воспитателей.

Вечерняя школа — это особый вариант образовательных организаций, в которых должны использоваться специальные учебные пособия. Из-за недостаточного финансирования педагоги вынуждены самостоятельно перерабатывать стандартные учебные программы, подстраивая их под то количество часов, что выделяется в вечерних школах.

Специфика обучения

По тем образовательным нормативам, которые установлены в Российской Федерации, продолжительность обучения в вечерних школах составляет три года. Увеличение срока обучения является вынужденной мерой, так как занятия в этих учебных заведениях проходят не каждый день, к тому же количество учебных занятий существенно меньше, чем в дневных школах.

Исходя из наименования этого учебного заведения, можно понять, что учебные занятия проводят по вечерам. Большая часть вечерних школ функционирует с 16 до 20 часов. Ученики могут подбирать для себя индивидуальный график посещения занятий, предварительно договорившись с педагогическим составом о том, что часть уроков они будут выполнять самостоятельно, не посещая вечернюю школу.

Дневная форма

В настоящее время есть и такие вечерние школы, в которых предлагается дневная форма обучения. Уроки в таких учебных заведениях начинаются в 9 утра и завершаются в 15–16 часов. При подобной форме ученики посещают школу четыре раза в неделю.

В качестве основного контингента выступают подростки из неблагополучных семей, которые не смогли учиться в обычных общеобразовательных школах.

Учителя достаточно лояльно относятся к подобным школьникам, используют в своей профессиональной деятельности дифференцированный подход.

[attention type=yellow]

Среди отличительных черт современных вечерних школ также можно выделить и разновозрастной состав класса. За одной партой здесь могут располагаться и человек солидного возраста, и подросток.

[/attention]

Неоднородность состава имеет и определенные положительные моменты. Человек, который обладает достаточным жизненным опытом, сможет поделиться им со своим одноклассником.

Поскольку в штате такого учебного заведения редко есть психолог, разнообразие ученического состава – отличная психологическая консультация между поколениями.

Но есть в подобной дифференциации и недостатки, ведь между школьниками редко возникают дружеские отношения, отсутствуют и общие интересы между представителями одного класса.

Перспективы существования

На протяжении нескольких последних лет в нашей стране идет активное обсуждение вопроса, касающегося существования вечерних школ. Часть специалистов убеждена в том, что в современном обществе такие учебные заведения не нужны.

Сторонники этой идеи аргументируют свою точку зрения тем, что среднее образование в наши дни можно получить как в обычной школе, так и дистанционным способом. Но результаты многочисленных статистических исследований говорят о том, что в последнее время существенно вырос спрос населения на подобную форму образования.

Многие современные люди хотят получать среднее образование, не отрываясь от работы, причем они имеют 10–15-летний трудовой стаж.

Причины востребованности вечерних школ

Откуда появляется такое количество граждан, желающих получать среднее образование в стенах вечерних школ? По данным ЮНЕСКО, в России на сегодня проживает больше миллиона безграмотных детей и подростков. Вместо того чтобы обучаться за партами, они ведут бродяжнический образ жизни.

Среди причин востребованности вечерней формы обучения специалисты выделяют и процесс оптимизации, предполагающий закрытие малокомплектных образовательных учреждений.

Не у всех ребят есть возможность выезжать в другие населенные пункты для продолжения обучения, поэтому часто именно вечерняя школа остается единственным способом не просто получить образование, но и стать полноценным членом общества.

Заключение

Учитывая востребованность вечерних школ среди подростков, рабочей молодежи, в настоящее время вопрос об их закрытии приостановлен. Несмотря на сложный и разновозрастной контингент, в этих учебных заведениях проводятся не только учебные занятия, но и разнообразные мероприятия.

Источник: https://FB.ru/article/383528/vechernyaya-shkola---eto-opisanie-i-osobennosti-vecherney-formyi-obucheniya

Вечерние школы: оказывается, они существуют

Школа вечерней рабочей молодежи

«Неужели вечерние школы все еще есть?» — не раз спрашивали меня знакомые, узнав, что я работаю в одной из них.

Да, конечно, хотя человек «не в теме» скорее всего видел их разве что в старых советских фильмах вроде «Весны на Заречной улице» да еще, может, слышал от кого-то из бабушек.

Тем не менее, в Украине вечерние школы по-прежнему есть, и в них получают образование около 40 тысяч человек. А вот информации об этих заведениях – катастрофически мало. Исправляем.

Немного истории

Вечерние школы, изначально – школы рабочей молодежи – возникли еще в эпоху нэпа.

«Новорожденный» Советский союз тогда столкнулся с тяжелым наследием царской России: более сорока процентов населения, особенно женщины, были безграмотны и не могли сложить дважды два.

Поэтому в 1923 году был объявлен ликбез, «ликвидация безграмотности», и появились школы рабочей молодежи, где образование можно было получать почти без отрыва от производства.

Они получили второе рождение в конце войны: население постепенно возвращалось к мирной жизни, и страна остро нуждалась в специалистах со средним специальным образованием. В 1958 году школы получили свое сегодняшнее название – вечерние или сменные.

Кому нужны вечерние школы?

Поговорим сначала о том, для кого они существуют. Всех учеников можно разделить примерно на три равные группы:

1) Сложные подростки, которых буквально выгнали из дневных школ и направили учиться в вечерние. Сюда относится также довольно широкий разряд учеников, которые «не нашли» себя в обычном классе – не сложились отношения с отдельными учителями или со школьным режимом в целом, поэтому пришлось искать альтернативу.

2) Школьники из материально неблагополучных семей. Они уже с четырнадцати-пятнадцати лет, а иногда и раньше, вынуждены работать, поэтому не имеют возможности нормально учиться на утренней смене.

Для них вечерняя школа – единственная возможность совместить обучение и работу. Именно они когда-то составляли главную целевую аудиторию вечерних школ.

Однако в последнее время таких учеников становится всё меньше – увы, они все чаще выбирают вообще «не связываться» с учебой.

3) Есть в вечерней школе и те, кто получал неполное среднее образование давно: десять, а то и двадцать лет назад.

[attention type=red]

По каким-то причинам они не закончили учёбу в то время, а теперь вынуждены возвращаться в школу за «корочкой», дающей доступ к высшему образованию.

[/attention]

Для таких учеников в вечерней школе существует экстернат: сдача в течение семестра всех школьных экзаменов и получение аттестата за год.

Особенности работы в вечерней школе

Обычно классно-урочная система предполагает, что в классе собраны школьники примерно одного возраста, однако в вечерней школе это может быть далеко не так – за одной партой могут сидеть шестнадцатилетние подростки и ученики, которые годятся им в родители. Поэтому организация эффективного учебного процесса требует значительных творческих усилий.

Возникают трудности с социализацией учеников. В дневных школах они привыкли, что их мнение не принимается во внимание, что с ними не считаются.

Кто-то сталкивался с травлей одноклассников, кого-то обещали отправить в исправительные учреждения.

Не всегда просто объяснить таким ученикам, что теперь можно перевести дух, расслабиться и попробовать влиться в новый коллектив, где есть возможность начать всё с нуля.

Другая проблема, которая стоит перед учителем вечерней школы, — вернуть ученикам интерес к познанию мира. Специфика учебного процесса в вечерней школе предполагает минимум домашних заданий.

Для дневной школы это может стать огромным минусом, а в вечерней школе зачастую позволяет избежать рутины и формализации учебного процесса.

Постепенно ученики начинают понимать, что никто не будет предъявлять к ним чрезмерных требований, что учителя рады малейшим их успехам.

Учебный процесс в вечерней школе также имеет свои особенности. Обычно он организован в две или три смены: утреннюю (которая мало чем отличается от аналогичной в дневной школе), дневную и вечернюю.

[attention type=green]

Однако интенсивность учёбы отличается. Нагрузка в вечерней школе ограничена семнадцатью часами в неделю, что предполагает один дополнительный.

[/attention]

Вследствие такой нагрузки в вечерних школах добавляется ещё один класс – двенадцатый.

Плюс вечерней школы в плане изменения отношения к учебе – малокомплектность. На уроке обычно присутствует до десяти-пятнадцати человек – примерно половина состава класса в дневной школе. Таким образом, учитель может применять индивидуальный подход к ученикам, общение носит более неформальный характер.

Не столько образование, сколько воспитание

Ученики, попавшие в вечернюю школу, часто спрашивают: зачем им знания, которые нельзя применить на практике, оторванные от реалий их жизни? Из этих вопросов у автора статьи возникла идея проводить раз в месяц дискуссии на животрепещущие для школьников темы. Обсуждение в данном случае направлено на то, чтобы дать самим школьникам высказаться, попробовать услышать друг друга и не предполагает достижения «правильных» выводов.

Такую же цель имеют в моём опыте преподавания просмотр с учениками фильмов или чтение отрывков из художественной литературы по теме урока.

Фильмы и литература вызывают эмоциональный отклик, дают возможность раскрепоститься и, отталкиваясь от художественных образов, поговорить о том, что волнует здесь и сейчас.

Наконец, такую же цель – добиться эмоционального отклика, создать обратную связь – носят экскурсии по музеям.

Подобные мероприятия не рассчитаны на какой-то немедленный отклик или зримое улучшение учебных и социальных показателей. Работа в вечерней школе показывает, что даже один ученик в классе, у которого вновь вернулся интерес к жизни, стало получаться строить нормальные отношения с одноклассниками, стоит того, чтобы продолжать работать.

А что же происходит с вечерними школами сейчас?

Сейчас в Украине насчитывается около двухсот вечерних школ, в которых обучается около сорока тысяч человек.

Однако за годы независимости вечерние школы лишь объединяли и укрупняли, так как большинство из них потеряло львиную долю учеников, и, таким образом, можно было «рационализировать» их работу.

Им не предоставляли отдельных помещений (множество таких школ располагаются на первых этажах жилых домов и административных зданий либо делят помещения с дневными школами), не разрабатывали специальные планы.

[attention type=yellow]

Вечерние школы часто остаются незамеченными, невидимыми. Но не замечают ведь в первую очередь не сами школы, а их учеников с особыми потребностями.

[/attention]

Так, вечерние школы обеспечивали обучение для глухих и слабослышащих, иногда туда вынуждены переводиться дети с особенностями интеллектуального развития и серьёзными эмоциональными проблемами, а также подростки с различными видами девиантного поведения.

Все эти группы остаются без внимания, дневные школы стараются избавляться от таких учеников, ведь они якобы снижают рейтинг заведения или создают ему плохую репутацию. Именно вечерние школы и работают с такими учениками, пытаясь создать толерантную среду не только там, где она и так присутствует, но и там, где её никогда не было.

P.S. В новом законе «Об образовании» существование вечерних школ не предусмотрено. Закон говорит лишь об организации вечерних классов при дневных школах там, где в этом возникает нужда.

Понятно, что условия современной Украины значительно изменились по сравнению с тем, что было в 1920-ые или 1940-ые годы, однако, быть может, не стоило отказываться от вечерних школ, которые и в новых условиях нашли свою нишу и миссию?

Павел Майборода

Источник: https://www.prostranstvo.media/vechernie-shkoly-okazyvaetsja-oni-sushhestvujut/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: