Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

Содержание
  1. Что такое экстернат в школе, как учиться экстерном и можно ли закончить школу экстерном? Обучение в экстернате Фоксфорд
  2. Что такое экстернат по закону 2012 года
  3. Кто такой экстерн и чем он отличается  от обычного школьника
  4. Как оформить переход на экстернат
  5. Когда можно уйти на экстернат
  6. Как закончить экстерном 10-11 класс
  7. Что такое школа-экстернат
  8. Как учиться на экстернате
  9. Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в экстернате
  10. Выводы
  11. Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков
  12. Егэ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в егэ по физике
  13. Когда Солнце вращается вокруг Земли
  14. В астрономы переквалифицируют физиков
  15. За звездами — из села Новые Чечкабы
  16. «Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»
  17. Астрономия снова в школе. Кто ее теперь преподает и как
  18. Из истории вопроса
  19. Современное положение
  20. Все решает школа
  21. Что на выходе
  22. Предметы в 10 классе в 2020-2021 году
  23. Деление школьного образования на профили и уровни
  24. Базовый перечень стандартных дисциплин
  25. Особенности выбора профильного направления в школах
  26. Вариативные учебные предметы
  27. Другие материалы:
  28. Учеба в 10–11 классах: особенности старшей школы
  29. Особенности программы 10–11 классов
  30. Как решить проблему подготовки к 10-11 классу
  31. Насколько эффективны занятия с репетитором

Что такое экстернат в школе, как учиться экстерном и можно ли закончить школу экстерном? Обучение в экстернате Фоксфорд

Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения.

По негласному правилу в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники — на экстернат. Отсюда и пошло выражение «окончить школу экстерном».

И хотя сегодня экстернат необязательно подразумевает, что ребёнок осваивает программу быстрее сверстников, в народном сознании термин прочно связан с ускоренным обучением. Даже в названии нашей школы — «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» — слово используется в его традиционном значении. 

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены. 

Что такое экстернат по закону 2012 года

Сейчас существует четыре ступени общего образования:

  • дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
  • начальное — обучение детей до 11–12 лет;
  • основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
  • среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.

Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.

Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы обучения в образовательной организации:

  • очное,
  • очно-заочное,
  • заочное.

Формы обучения вне образовательной организации:

  • семейное образование,
  • самообразование.

Формы получения образования по закону «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.

«Где же экстернат?» — спросите вы. В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.

Кто такой экстерн и чем он отличается  от обычного школьника

Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных работ и сдачи экзаменов.

Обычно экстернами являются:

  • Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
  • Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
  • Ребята с особенностями здоровья. Инвалидность или частые болезни при учёбе в школе. 
  • Ребятам, которые осваивают программу на семейном обучении в удобном темпе и по индивидуальной программе. 

Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.

Как оформить переход на экстернат

Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования и выбрать школу для сдачи аттестаций.

Перейти на семейное обучение несложно — достаточно уведомить соответствующие органы, написав заявление, и заключить с выбранной школой прикрепления договор об аттестациях.

Подробнее об этой процедуре читайте в разделе «Вопросов и ответов», здесь же поговорим только об особенностях экстерната. 

Когда можно уйти на экстернат

Учиться экстерном можно с первого класса.

С 1 по 9 классы экстернат имеет форму семейного образования, решение о переходе принимают родители. В 10–11 классах экстернат воплощается в форме самообразования — решение может принять сам старшеклассник.

Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно пройти программу сразу нескольких классов. Например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы. 

Но это необязательно — в экстернате можно учиться, последовательно переходя из класса в класс.

Как закончить экстерном 10-11 класс

Экстернат позволяет за один учебный год освоить программу двух и более классов. Этим часто пользуются старшеклассники, ведь досрочное окончание школы дарит минимум один год в запасе. Хочешь — путешествуй, хочешь — попробуй подрабатывать, а хочешь — меняй специальность во время учёбы в университете, если вдруг понял, что это не твоё. 

Чтобы закончить 10–11 класс экстерном, нужно сменить форму обучения на самообразование. Так старшеклассник сможет самостоятельно выбирать, что и когда учить, и не зависеть от остальных одноклассников.

Гибкость обучения позволяет ускорять программу и «перепрыгивать» через классы. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Василий Полторацкий в ускоренном режиме окончил как 8–9, так и 10–11 классы. «Главное преимущество экстерната в гибком графике.

Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь», утверждает Вася. 

Что такое школа-экстернат

Поскольку экстернат — это форма аттестации, а не обучения, зачислиться можно в любую государственную или частную школу. Главное, чтобы у неё была лицензия и аккредитация, а уставом предусматривалось семейное обучение.

Специализированных школ, где обучают только экстернов, не существует.

Везде свои правила приёма. Где-то для перехода на экстернат достаточно пройти собеседование, а где-то смотрят на оценки и проводят тестирования.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу ученики приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации. 

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а в 9 и 11 классах не допустят к ОГЭ и ЕГЭ.

Существует три способа учиться экстерном:

  • Самостоятельно по учебникам.
  • С репетиторами. Школьную программу объясняют педагоги, которые приходят к вам домой или общаются с ребёнком по Скайпу.
  • В онлайн-школах. Это самый передовой способ: ребёнок получает такие же системные знания, как в обычной школе, но условия гораздо комфортнее.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает экстернат для 5–11 классов.

Обучение строится по индивидуальным образовательным маршрутам: не нужно тратить время на предметы, которые не пригодятся в будущем — идёт целенаправленная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и к поступлению в вуз.

Можно подключаться к занятиям онлайн и общаться с преподавателями в чате, а можно смотреть записи с компьютера или телефона в удобное время. Распределять учебную нагрузку и поддерживать мотивацию помогает персональный наставник.

Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в экстернате

Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).

И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.

Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.

Выводы

  • Экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации.
  • Чтобы учиться экстерном, нужно перейти на семейное образование или самообразование.
  • Экстерном может стать любой, кто любит учиться и не хочет (не может) ходить в обычную школу.
  • На экстернат можно перейти в любой школе, где предусмотрено семейное обучение.
  • Удобнее всего учиться экстерном дистанционно.
  • Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» даёт глубокие системные знания, позволяет заниматься в удобном темпе и получить аттестат школы-партнёра.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-eksternat

Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку.

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.

Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива.

В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

[attention type=yellow]

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

[/attention]

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru

Егэ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в егэ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го.

Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета.

В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин.

Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу.

Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды.

Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников.

[attention type=red]

Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

[/attention]

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место.

Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой.

С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции.

Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер.

Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/72752-s-1-sentyabrya-v-shkolah-vvoditsya-astronomiya

Астрономия снова в школе. Кто ее теперь преподает и как

Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

Несмотря на то, что астрономию никогда официально не запрещали в российских школах, ее внезапное возвращение стало для учителей, детей и их родителей настоящим сюрпризом – и не для всех приятным. Подробнее о курсе астрономии и связанных с ним тонкостях читайте в нашей статье.

Из истории вопроса

В царской России. Впервые курс астрономии в учебных заведениях ввел Петр Великий. С тех пор в течение трехсот лет предмет являлся отдельной наукой в рамках учебной программы. 

Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук. Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг.

построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию.

С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.). 

В ХIХ веке в Российской империи астрономии («космографии») уделялось повышенное внимание, она преподавалась на высочайшем уровне. Обучение носило дифференцированный характер и интегрировалось с курсом физики.

[attention type=green]

То, что астрономию в течение 100 лет изучали в средних учебных заведениях – уникальный факт в мировой педагогике. При этом преподаватели были абсолютно свободны в выборе методики, дидактических пособий, учебной программы и средств обучения.

[/attention]

Благо, выбор был богатейшим. 

В СССР. В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции.

С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов.

Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами. 

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. Главучтехпром выпускал новые наглядные пособия и ТСО (технические средства обучения), как отдельная наука появилась методика преподавания астрономии, широко использовались межпредметные связи.

В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ – в том числе, и из-за недостатка финансирования. 

В современной России. В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей. 

В качестве позитивного примера можно привести школу в селе Ново-Чечкабы в Татарстане. Ее директор на собственные средства купил телескоп, в который показывал детям звезды. Постепенно интерес к науке усиливался.

На полученный грант школа купила гораздо более мощный телескоп, оборудовала кабинет астрономии, в котором дети занимались по вечерам – ведь официально науки о звездах в учебном плане не было.

В результате ученики этой сельской школы неоднократно становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии. 

В большинстве же остальных учебных заведений дети получали лишь элементарные знания о космосе в начальной школе, на уроках по окружающему миру. Да еще осталось буквально полсотни посвященных астрономии страниц в учебнике по физике для старших классов.

В частности, в разделе «Механика» движение небесных тел объяснялось с помощью законов механики, показывалось значение этих законов для развития космических исследований.

В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» школьники знакомились с Солнечной системой, звездами, происхождением и движением небесных тел, масштабами Вселенной, объяснением космических явлений через законы физики. В общем, для полноценного знакомства с предметом явно маловато.

[attention type=yellow]

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считают, что это именно Солнце вращается вокруг Земли. В 2007 году так думали 28 % наших соотечественников.

[/attention]

Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Четырьмя годами ранее этого заблуждения придерживались 14 % россиян.

Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Современное положение

И вот астрономия вернулась в школы. О необходимости такого шага заявила на пресс-конференции министр просвещения Ольга Васильева 21 сентября 2016 года.

На заседании Минобрнауки 3 апреля 2017 года она напомнила о том, что «в школьной программе с этого года вводится курс астрономии. Учителя физики готовы к тому, что будут читать этот предмет отдельно.

Никаких изменений в часах не происходит».

Пожалуй, главная претензия родителей заключается в следующем: у детей и так мало времени на подготовку к ЕГЭ, а тут еще целый час в неделю отдавать астрономии. Однако эти претензии напрасны: несколько заданий по астрономии в обязательном порядке включены в ЕГЭ по физике, так что изучение науки о звездах необходимо. 

Приказ № 506 существовавшего еще тогда Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 года утверждает астрономию в качестве обязательного школьного предмета  в системе ФГОС.

Федеральный образовательный стандарт при этом дополнили отдельным разделом по общей астрономии базового уровня. Стоит отметить, что связанные с этой наукой сведения остаются в курсе физики.

Просто при изучении астрономии они изучаются намного более подробно.

Все решает школа

В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. То есть по одному часу в неделю в течение стандартного учебного года. При этом школьная администрация решает, когда именно проводить занятия: второе полугодие 10-го класса вкупе с первым полугодием 11-го класса либо захватить 11-й класс целиком.

Есть еще третий способ. Его можно считать наиболее краткосрочным и интенсивным: два часа в неделю в течение первого полугодия в 11-м классе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Кроме того, школы самостоятельно решают, за счет сдвига каких предметов астрономия будет введена в учебное расписание.

Естественно, перераспределение часов должно быть сделано не в ущерб другим дисциплинам. 

[attention type=red]

Школа сама выбирает учебно-методический комплект, по которому будут проходить занятия. Решающее слово остается за учителем-предметником. Федеральный перечень учебников предлагает два основных пособия от разных издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Естественно, педагог может разнообразить курс дополнительными цифровыми материалами и электронными ресурсами.

[/attention]

«Просвещение» предлагает созданный буквально за несколько месяцев и явно сыроватый еще учебно-методический комплект В. М. Чаругина «Астрономия», который рассчитан на 36 учебных часов в 10–11-х классах. Но основным все же считается учебник для 11-го класса «Астрономия. Базовый уровень» Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К.

Страута, изданный «Дрофой». Точнее, переизданный. Эту книгу Воронцов-Вельяминов написал еще для десятиклассников Советского Союза, и с тех пор она выдержала 17 переизданий. Но ведь наука не стоит на месте! Письмо № 194/08 Минобрнауки от 20 июня 2017 года содержит тем не менее рекомендацию именно этого учебника.

Оно и понятно: возвращение астрономии в школьную программу было настолько стремительным, что участники образовательного процесса оказались просто не готовы к этому. Нет современных учебников, квалифицированных преподавателей, учебной программы. Все это нужно было подготовить всего за несколько месяцев.

Сроки удалось соблюсти, но, увы, за счет качества. 

Не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки.

И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами.

Как вариант – в некоторых регионах возможно использование мобильного планетария. 

Естественно, возникает вопрос, кто будет вести новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет. В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Появится ли такая специализация в педвузах, неизвестно. Ну а пока, очевидно, за дело возьмутся учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам.

На курсах повышения квалификации (переподготовки на учителя астрономии) предусмотрены 36 часов занятий для преподавателей физики и 72 часа для преподавателей естественнонаучного цикла (учителей математики, географии).

Ощутимая разница! Впрочем, по закону директор может на свой страх и риск оставить преподавателя астрономии без всяких дополнительных курсов, если уверен в его квалификации и не боится вопросов со стороны проверяющих органов. 

Что на выходе

Согласно программе, во вновь вернувшемся курсе астрономии старшеклассники изучат:

  • эволюцию человечества в восприятии Вселенной, роль астрономии в развитии цивилизации,
  • практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени,
  • развитие отечественной космонавтики и прикладной технологии спутников Земли,
  • развитие мировой космонавтики, достижения в исследовании космоса,
  • основы практической астрономии, методы астрономических исследований, эффект Доплера, закон Стефана-Больцмана, электромагнитное излучение,
  • законы движения небесных тел, законы небесной механики,
  • законы Солнечной системы, ее строение и природу тел (Луны, астероидов, метеоров и метеоритов, болидов, комет), суть геоцентрической и гелиоцентрической систем, законы Кеплера,
  • Солнце и звезды, их характеристики, внутреннее строение и источники энергии, происхождение химических элементов, солнечно-земные связи,
  • мегагалактики и галактики (в том числе нашу Галактику – Млечный Путь), теории их происхождения, состав и структуру, строение и эволюцию Вселенной, закон Хаббла, реликтовое излучение, черные дыры.

Такое построение курса позволяет добиться межпредметных результатов, что соответствует новым стандартам.

Чтобы проконтролировать уровень усвоения знаний, учитель может использовать (помимо устных опросов) тесты, презентации, доклады и рефераты, практические работы с применением астрономического календаря и карт звездного неба.  Всероссийские проверочные работы (ВПР) по астрономии ожидаются ориентировочно в 2020 году.

Однако способ проконтролировать знания по этому предмету уже есть. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется.

Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников. 

Благодарим за то, что Вы прочли данную статью! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/astronomiia-snova-v-shkole-kto-ee-teper-prepodaet-i-kak-5c18bd5a3c4df900ae8b40ba

Предметы в 10 классе в 2020-2021 году

Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

Еще недавно родителям не надо было волноваться о школьных дисциплинах у старшеклассников — все ученики обучались по похожим программам с идентичными образовательными дисциплинами.

Сейчас же все иначе, т.к. предметы в 10 классе в 2020-2021 году в разных школах могут отличаться.

Более того, даже в параллельных классах одной школы теперь могут изучать несовпадающие перечни учебных предметов.

Деление школьного образования на профили и уровни

Еще недавно в школах России у девятиклассников был простой выбор — оставаться учиться в школе или нет. Если ребенок решал продолжать обучение, то он попадал в 10 класс и просто посещал привычные занятия.

Позже в школах появились математические классы, часто именно в старшем звене. Многие современные родители, сами пошедшие в школу сразу после развала СССР, помнят, что к 10-11 классу им предлагали пройти тестирование, чтобы понять «тянут» ли они обучение с математическим уклоном.

Позже появилась и некая углубленность изучения в плане иностранных языков.

Сейчас официально ввели несколько профильных делений у старшеклассников. В зависимости от возможностей школы, наполняемости классов и ряда других особенностей ученики могут выбирать из пяти профильных направлений. Все 5 редко бывают в одной школе, но 2 или даже 3 варианта иногда организуются.

Направления такие:

  • гуманитарное;
  • универсальное;
  • технологическое;
  • естественно-научное;
  • социально-экономическое.

При этом в зависимости от выбора профиля обучения в классе могут изучаться предметы разной углубленности. Первоначально это касалось все тех же математики и иностранных языков, но сейчас большую часть учебных дисциплин разбили на 2 уровня сложности: базовый и углубленный.

В сочетании с разной направленностью дисциплин в зависимости от выбора того или иного профиля, плюс наличие уровней сложности получается не маленькое количество возможных комбинаций. Однако основные предметы едины для всех направлений и исключить их из образовательной программы нельзя. Такие базовые уроки обязаны быть в любом 10 классе.

Базовый перечень стандартных дисциплин

Первое, что интересует самих старшеклассников и их родителей — это сколько предметов придется регулярно изучать в масштабах всего года, а не в виде факультатива. В 2020-2021 году начинают действовать новые правила, подразумевающие конкретные минимальные границы количества учебных дисциплин, а также указывающие максимально допустимую нагрузку в периоде одной учебной неделе.

Вне зависимости от 5-то или 6-дневной учебной недели максимальная учебная загруженность не может быть выше 37 академических часов. При этом минимальное количество уроков регулируется средней арифметической всех выбранных дисциплин, включающих в себя список обязательных и дополнительных предметов.

Обязаны быть такие учебные предметы:

  • история;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • физическая культура;
  • русский язык и литература;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Важно знать, что в ряде школ русский язык и литература представлены в виде разных дисциплин. Также в регионах, имеющих родной язык, отличный от русского, включают дополнительный предмет. Это родная речь и литература, последнее по желанию.

Отдельно стоит отметить предмет «Астрономия» — его тоже нужно пройти в старших классах, но изучение космоса часто переносят на будущий год. Однако в некоторых образовательных учреждениях астрономию могут начать проходить и в 10 классе.

В остальном же выбор дисциплин зависит от профиля, т.к. именно сопутствующие предметы изучаются более углубленно. Необходимо соблюсти минимальное значение обязательных и профильных уроков 2 к 1 соответственно. Это значит, что профильными точно будут 3 и более дисциплин. Именно эти уроки должны иметь углубленный уровень — в таком подходе и заключается принцип определенного направления.

Особенности выбора профильного направления в школах

Первоначально наличие профильного набора в 10 класс утверждали на педсовете внутри каждой школы.

Позже количество направлений расширилось и часть образовательных учреждений стало привлекать к выбору родителей, предлагая им проать за желаемые профили, если школа не могла создать количество классов по всем видам специализаций. При этом обычно помимо какого-то класса углубленного изучения сохраняется и группа для универсального профиля.

В 2020-2021 году во многих образовательных учреждениях будет впервые введено технологическое направление.

[attention type=green]

Здесь подразумевается углубленное изучение физики, математики и работы с ПК, включая не только изучение функционирования программного обеспечения, но и самого устройства компьютеров.

[/attention]

Этот профиль направлен на информационную и производственную сферу деятельности, включая инженерный уклон.

Внимание! Важно помнить, что в соседних образовательных учреждениях часто отличаются выбранные профили, поэтому в случае необходимости можно попробовать подать заявление на зачисление в класс с нужным направлением, если такой отсутствует в родной школе.

Необходимо понимать то, что в зависимости от выбранного направления у детей будет не только отличаться уровень сложностей профильных дисциплин, но и сам набор изучаемых предметов.

В частности детям с технологическим профилем вряд ли добавят какую-нибудь географию или психологию.

При этом совсем не значит, что положенные в определенном количестве дисциплины добавляются в виде привычных школьных уроков.

Вариативные учебные предметы

Список дополнительных дисциплин может быть самым необычным. Педагогический состав вправе самостоятельно дополнять учебный план 10-11 класса большим разнообразием уроков. Однако при переходе на универсальный профиль список предметов может почти не изменится.

Помимо шести обязательных дисциплин могут добавиться 5-8 других предметов. В их числе могут быть и вполне привычные школьные уроки:

  • химия;
  • физика;
  • биология;
  • астрономия;
  • информатика;
  • общество и право;
  • мировая художественная литература.

На текущий момент ряд школ как-то особо прочитал новые требования. Итогом стало то, что в части образовательных учреждений указано минимальное количество предметов в размере 10 дисциплин, в других же число преподаваемых для десятиклассников уроков начинается от 12.

При этом важно не забывать про профильную направленность вспомогательных дисциплин. Привычные школьные предметы часто сохраняются в случае выбора универсального профиля. В зависимости от направления, наличия особого педколлектива и иных школьных условий возможны значительные коррективы в перечне изучаемых предметов.

В разных школах изучают вполне редкие дисциплины:

  • дизайн;
  • этикет;
  • риторика;
  • экономика;
  • психология;
  • веб-верстка;
  • политология и социология;
  • основы практической медицины.

В реальности узнать какие предметы изучаются в той или иной школе можно только непосредственно у завучей и директора конкретного образовательного учреждения. Более того, некоторые школы по причине предварительного ания иногда меняют прошлогодний набор профильных направлений, что приводит к модернизации учебного плана, подразумевающую внедрение других изучаемых дисциплин.

Предметы в 10 классе в 2020-2021 году имеют большое разнообразие, но есть и единая основа. Часть предметов изучается во всех школах вне зависимости от направления, остальной же набор дисциплин меняется согласно выбранному профилю.

Другие материалы:

Источник: https://v-2021.org/predmety-v-10-klasse-v-2020-2021-godu

Учеба в 10–11 классах: особенности старшей школы

Ученица перешла после 10 класса из одной школы, в которой не изучалась астрономия в 10 классе,

В старшей школе подается наиболее сложный материал, который сам по себе объемный, еще и требует дополнительных знаний. Количество предметов в 10-11 классе увеличивается, требования преподавателей тоже.

Кроме того, это ответственный период обучения, так как школьнику предстоит сдавать выпускные экзамены и поступать в высшее учебное заведение.

К сожалению, справиться с нагрузкой самостоятельно бывает трудно, и тогда возникают проблемы с успеваемостью, которые приводят к неудовлетворительным результатам ЕГЭ.

Особенности программы 10–11 классов

В 10 класс ученики приходят с серьезной базой знаний, ведь они все только что сдали ОГЭ.

Это дало возможность сформировать фундамент, на котором будут основываться новые темы и предметы старшей школы. ОГЭ не предлагало ничего нового, только заставляло пройти программу с 5 по 9 класс заново.

Однако несколько факторов, с которыми знакомы только те, кто сам прошел этот этап, существенно портят картину.

[attention type=yellow]

Во-первых, школьники последние месяцы испытывают огромные нагрузки и в 10 класс приходят с чувством, что впереди нет никаких экзаменов, а значит, можно отдыхать и халтурить. К сожалению, программа 10 класса на такое не рассчитана и с первого занятия вынуждает учиться, но не для всех это стимул работать. Итог — плохая успеваемость.

[/attention]

Во-вторых, для многих школьников подготовка к ОГЭ была не возможностью наверстать и повторить, а борьбой за выживание. А знания, полученные с таким подходом, моментально выветриваются уже на следующий день после сдачи экзамена.

Кроме того, сложность обучения в 10–11 классах объясняется постоянными изменениями в формате старшей школы. Речь идет о скачках, когда продолжительность обучения постоянно меняли с 10 до 11 или 12 лет обучения. Этот период давно прошел, но особенности программы обучения сохранились.

То, что должно было изучаться за 3 года (с 10 по 12 классы), уместили в 2 года. При этом часть программы из 9 класса перекинули в 10-й, чтобы школьникам было проще готовиться к ОГЭ.

Таким образом, можно говорить о чрезвычайной сложности занятий и загруженности детей в этот период обучения.

У 11 класса своя специфика. Необходимо готовиться к ЕГЭ, то есть заново проходить программу 5–11 классов. Из опыта тех, кто это проходил, можно сказать, что от знаний с подготовки к ОГЭ к этому времени ничего не остается и все, только в еще больших объемах, надо учить заново. При этом надо поддерживать хорошую текущую успеваемость, ведь оценки за 11 класс идут в аттестат.

Учителя в этот период не могут обеспечить помощь своим ученикам. Они обязаны следовать учебному плану, а значит, смягчить требования или дать больше самостоятельного времени, сократив объемы домашнего задания, не получится.

[attention type=red]

И речь идет не только о тех предметах, которые выносятся на ЕГЭ. Всем известны шутки о том, что даже учитель труда подчеркивает важность своей дисциплины.

[/attention]

То есть, проблемы в 10–11 классах могут появиться в любой момент, и это уже стало закономерностью.

Как решить проблему подготовки к 10-11 классу

Когда школьные учителя не могут помочь подростку успевать по программе, получать хорошие оценки и заранее готовиться к экзаменам, необходимо заниматься дополнительно. Форма таких занятия может быть разная:

  • самостоятельное обучение;

  • курсы;

  • интернет-уроки;

  • репетитор.

Не все эти варианты одинаково хороши. Заниматься дополнительно самому можно до определенного момента. Однако когда оценки совсем стали плохие, уже не будет достаточно прочитать параграф из учебника. Нужно проанализировать собственные проблемы, найти нужные материалы, составить график обучения на год, следовать ему, самостоятельно контролировать усвоение информации, а это сложно.

Занятия на курсах проходят под контролем преподавателей. То есть, за ученика составляется расписание, подбирается материал. Цель учителя — донести информацию, то есть прочитать лекцию. Формат лекции особенно виден на курсах при высших учебных заведениях. Однако это только пассивное восприятие информации.

Ученик активно работает только на редких тестах, которые легко списать, так как занятия проходят в группе. В обществе других школьников тяжело спросить непонятные моменты, что может свести на нет толк от занятий. Например, непонятный момент в математике обернется целым непонятым разделом.

Опасность интернет-уроков в том, что они больше напоминают успокоение совести, чем обучение. Особенно, если они бесплатные. Школьник подписывается на интернет-источник и заходит туда так редко, как это возможно. Даже если это не так, все равно рядом нет живого человека. который исправит ошибки, объяснит непонятные моменты и ответит на вопрос.

Насколько эффективны занятия с репетитором

Наиболее приемлемым вариантом являются дополнительные уроки у репетитора. Если преподаватель хороший, то минусы у такого подхода трудно обнаружить, зато эффективность занятий налицо.

Ученик и репетитор согласовывают удобное время для занятий, после чего учитель самостоятельно создает план обучения. Он будет выстроен таким образом, чтобы подтянуть оценки в школе, а если это 11 класс, то чтобы подготовиться к ЕГЭ. Также в обязанности репетитора входит самостоятельная подготовка раздаточных материалов, выбор книг и пособий.

Эффект от занятий с репетитором намного выше, чем у конкурирующих форм обучения. Все благодаря индивидуальному формату, который позволяет концентрировать на пробелах одного ученика, его способностях и особенностях работы.

Естественно, качественно проводить занятия, прислушиваться к пожеланиям школьника способны не все репетиторы для 10-11 класса. К сожалению, многие не справляются с той ответственностью, которую на себя берут. Избежать сотрудничества с недостаточно квалифицированными педагогами можно, если выбирать репетитора в специальных компаниях. К ним относится Буки.

Здесь администраторы собирают репетиторов со всех городов России, но прежде чем предоставить им доступ к сайту, проводится проверка. Так, менеджеры проверяют реальность заслуг, образование и опыт работы.

Поэтому школьник, который пользуется услугами этого бесплатного ресурса, имеет значительное преимущество — он может по низкой стоимости воспользоваться услугами настоящего профессионала.

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: