Водитель находиться в командировке по приказу организации (юрлицо). Нужно ли проходить предрейсовый медосмотр находясь в командировке?

Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист?

Водитель находиться в командировке по приказу организации (юрлицо). Нужно ли проходить предрейсовый медосмотр находясь в командировке?

Что делать, если водитель едет в другой город и пробудет в пути не один день? На какой срок выписывать путевой лист, как часто в течение пути проходить предрейсовые медицинские осмотры — словом, возникает масса нюансов.

Для примера возьмем реальную ситуацию наших клиентов: водителя отправляют из Салехарда в Тюмень на станцию технического обслуживания. Давайте разбираться.

На какой период выписывать путевой лист

Приказ № 152 Минтранса говорит, что если путевой лист оформляется более чем на один день, то в нем проставляются даты начала и окончания рейса — число, месяц, год. В течение этого срока путевой лист должен быть использован. Но что делать, если:

  • Вы не знаете точно, когда водитель вернется. Это вполне возможно — всё зависит от того, какие неисправности найдут у автомобиля на СТО, не придется ли заказывать и ждать какие-то детали и т.п. Тогда ставьте в путевом листе приблизительную дату возвращения, с учетом нескольких «запасных» дней.
  • Водитель не успевает вернуться к указанному в путевом листе сроку. В этом случае нужно оформлять новый путевой лист, на обратную дорогу. Водитель может заполнить его сам или обратиться еще к какой-либо организации, той же СТО. В любом случае, несколько чистых запасных бланков у водителя на этот случай всегда должны быть.

Обратите внимание! Лист должен быть оформлен от имени владельца ТС, то есть работодателя водителя — причем с правильным порядковым номером. Поэтому водитель в такой ситуации звонит работодателю и выясняет следующий по журналу учета движения путевых листов номер. Этот номер организация (в нашем случае СТО) и проставляет на путевом листе.

Будет ли это являться нарушением и могут ли возникнуть впоследствии вопросы у проверяющих органов? Мы специально по этому поводу обращались с запросом в Минтранс, и получили ответ, что на путевом листе не требуется печати либо штампа владельца ТС, поэтому проблем не будет.

В этом случае на одну поездку будет оформлено два путевых листа

Первый от места нахождения работодателя до СТО (указывается маршрут). Второй — от СТО обратно (указывается обратный маршрут). В конечном результате два путевых листа в отношении одной командировки будут «биться».

Да, и не забудьте, что в обратном путевом листе должны быть заполнены все обязательные реквизиты, в том числе отметка о прохождении медосмотра и отметка контролера ТС о предрейсовом осмотре автомобиля. Разберем кстати и эти нюансы.

Где водителю проходить предрейсовый медицинский осмотр во время долгой командировки

Многие думают, что проходить предрейсовый медосмотр водителю в длительной командировке надо каждый день. Это не так. Медосмотр потому и назван предрейсовым, что он проводится непосредственно перед рейсом, который по нынешнему законодательству может длиться сколько угодно.

Допустим, вы отправили водителя в рейс, который длится с 25 по 30 апреля. Отметка о предрейсовом осмотре, которая стоит у него в путевом листе, действует все эти дни. Если до окончания срока путевого листа водитель благополучно вернулся домой — отлично, больше никаких медосмотров в рамках этого рейса ему проходить не надо.

А вот если он задержался в пути и срок путевого листа истек, то ему нужен новый путевой лист. И, соответственно, новая отметка о предрейсовом медицинском осмотре. То есть если предполагается, что водитель в командировке может задержаться — значит, надо заранее позаботиться о медицинском осмотре по месту нахождения ТС. Тут есть 2 варианта:

  1. заключить договор на предоставление медицинских услуг с какой-либо из клиник того населенного пункта, куда прибыл водитель (в нашем случае Тюмени);
  2. заключить договор с той же организацией (в нашем случае — СТО), куда приехал водитель — в том случае, если организация достаточно крупная, и у них есть свой медик.

Нужна ли в новом путевом листе отметка контролера ТС о предрейсовом техническом осмотре?

Да, конечно. Об этом тоже надо договориться с СТО, или иной организацией, пусть их контролер ТС проведет перед обратным рейсом вашего автомобиля технический осмотр и сделает отметку в путевом листе.

Обратите внимание! С 28 марта 2020 года Приказ Минтранса от 08.08.2018 № 296 действует в обновленной редакции. Теперь организации, которые эксплуатируют только легковые автомобили для собственных нужд, не обязаны проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния ТС.

Но тут вот какая хитрость: послабление только для тех организаций, на балансе которых числятся только легковые автомобили — и они используются только для собственных нужд компании.

[attention type=yellow]

Если в этой компании появится, например, автобус для сотрудников, то организация автоматически выбывает из списка «льготников».

[/attention]

Причем предрейсовый технический контроль в этом случае придется проводить для всех ТС, включая легковые автомобили.

Как отражать в путевом листе то время, пока машина будет ремонтироваться в СТО? Как простой?

Нет, простой возникает по непредвиденной причине (поломка автомобиля, непроезжее состояние дорог, ДТП и т.д.) и фиксируется в путевом листе с указанием на причину. Обслуживание в СТО — это не простой, ведь именно для этих целей водитель и был командирован.

Тем не менее, техобслуживание автомобиля действительно должно быть отражено в путевом листе. Как именно?

На лицевой стороне путевого листа легкового автомобиля есть большой блок «Задание водителю», а в нем графа «Опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочие отметки». Вот в эту графу рекомендуется вписать реквизиты следующих документов: — акт сдачи ТС в СТО, — акт выдачи ТС СТО,

— наряд-заказ на работы в СТО.

Источник: https://trs72.ru/komandirovka-voditelya-kak-pravilno-oformit-putevoj-list/

Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

Водитель находиться в командировке по приказу организации (юрлицо). Нужно ли проходить предрейсовый медосмотр находясь в командировке?

Начнем с ситуации, когда транспортным средством управляет ИП, которому этот транспорт и принадлежит. Здесь наше внимание должна привлечь норма пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ней говорится буквально следующее:

«Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки».

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Контур.Путевые листы»

Казалось бы, эта норма не оставляет места для каких-то сомнений: «сам себе водитель» должен проходить предрейсовые медосмотры. А значит, заключать договор с медучреждением (или принимать в штат медработника) и нести соответствующие расходы. Но на самом деле все не так очевидно.

Дело в том, что термин «медицинский осмотр» статья 23 Закона № 196-ФЗ употребляет в отношении трех типов мероприятий: предварительные, периодические, а также пред- и послерейсовые (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Далее, в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, законодатель приводит детальное описание каждого вида медосмотра, в том числе и предрейсового.

При этом из формулировок пункта 3 со всей ясностью вытекает, что предрейсовый осмотр имеет отношение только к наемным водителям, и на ИП не распространяется: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…».

Резюмируем. Один пункт статьи 23 требует от ИП проходить все три вида осмотров. А другой пункт позволяет сделать вывод, что на ИП распространяется обязанность проходить только те виды медосмотров, которые, исходя из формулировок пункта 3, относятся к любым лицам, управляющим транспортными средствами. А по медосмотрам, которые относятся к наемным водителям, такой обязанности не возникает.

По идее, устранить это противоречие должен был бы документ, вводящий правила проведения медосмотра. Но Методические рекомендации, которые утвердил Минздрав России (письмо от 21.08.03 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») ситуацию только запутывает.

Так в них говорится, что каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. То есть ИП под эту норму не подпадает.

Далее в методичках указывается, что медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей, которые должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Опять же, получается, что к ИП процитированные нормы отношения не имеют.

[attention type=red]

Не вносит ясности и старый Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, содержащий приложение 9, регулирующее порядок проведения предрейсовых медосмотров. Из него также следует, что распространяется оно лишь на водителей автопредприятий.

[/attention]

Таким образом, на наш взгляд, можно сделать вывод: обязанность ИП, самостоятельно управляющих транспортными средствами, организовать для самих себя предварительный медицинский осмотр четко не закреплена. Поэтому, исходя из принципа определенности обязанностей субъектов правоотношений, мы делаем вывод, что такие водители не обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Работники, использующие личный транспорт

Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения.

А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами.

При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника.

Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.

Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются.

А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации.

[attention type=green]

В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт.

[/attention]

Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

Бухгалтер на выезде

Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ. Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего.

Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях — «лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств».

А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей».

В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя». Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при ОСНО

Штрафы за отсутствие осмотров

В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды.

Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2014/4/8590

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: