Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Содержание
  1. Как выиграть государственный тендер без откатов и связей? Рассказываем о своих попытках «освоить» гос. бюджет — Финансы на vc.ru
  2. Что такое государственные закупки?
  3. Основные формы проведения закупок:
  4. Что надо сделать предпринимателю перед тем, как выиграть первый тендер?
  5. Как отличить честную закупку от проданной? Рассказываем с какими способами аффилирования мы столкнулись.
  6. Схема «Таран»
  7. Заключение
  8. Коррупция в госзакупках: как заказчики манипулируют результатами тендеров
  9. Как заказчики влияют на результаты тендеров?
  10. Манипуляции в аукционах и запросах котировок
  11. Манипуляции в конкурсах
  12. Как часто они применяются?
  13. Какие выводы из всего вышесказанного?
  14. 10 распространенных ошибок при участии в закупках по 44-ФЗ
  15. 1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  16. 2. Не упомянута страна-производитель
  17. 3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  18. 4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  19. 5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  20. 6. Неполный пакет документов
  21. 7. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  22. 8. Не проверять проект контракта
  23. 9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  24. 10. Нарушение сроков
  25. Разъяснение документации в запросе котировок по 44-ФЗ
  26. Особенности запроса котировок
  27. Можно ли подать запрос на разъяснение документации?
  28. Внесение корректировок в извещение
  29. Подача запроса на разъяснение итогов запроса котировок
  30. В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑фз?
  31. При заключении контракта
  32. После заключения контракта
  33. Что делать, если НМЦК превышает лимиты бюджетных обязательств? — ТЕНДЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 44-ФЗ, 223-ФЗ
  34. ОБУЧЕНИЕ 44-ФЗ, 223 — ФЗ >> 

Как выиграть государственный тендер без откатов и связей? Рассказываем о своих попытках «освоить» гос. бюджет — Финансы на vc.ru

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Год назад мы решили покорить рынок тендерного сопровождения оффером с оплатой за результат. Рассказываем, что такое тендеры и с какими проблемами мы столкнулись на пути к заветным бюджетным деньгам.

А Вы уже освоили весь бюджет? 

Показать результаты

Переать

Проать

В данной статье мы расскажем Вам о том, что такое государственные закупки и как они работают. Разберемся, реально ли рядовому предпринимателю без особых связей отладить системную работу с государственными структурами. Поделимся нашим опытом столкновения с аффилированностью и российскими реалиями гос. заказа.

Надеемся, что после прочтения данной статьи каждый предприниматель сможет открыть для себя заманчивый, но коварный B2G-сегмент.

Что такое государственные закупки?

Если Вы знаете о гос. закупках все — в первых двух блоках Вы не найдете ничего нового. 

В РФ государственные торги регулируются двумя основными статьями Федерального закона: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ.

44-ФЗ регулирует проведение процедуры закупок со стороны государственных учреждений, а 223-ФЗ регулирует процедуры закупок со стороны государственных корпораций.

Понятно, что ни государственные учреждения, ни государственные корпорации не имеют права осуществлять закупки напрямую. Они обязаны оцифровывать и размещать закупки на тендерных площадках, где каждая компания, соответствующая определенным критериям, может побороться за право исполнения контракта.

Основные формы проведения закупок:

1. Запрос котировок — самый простой вид торгов.

Таким способом разыгрываются закупки на сумму менее 500 000 рублей. Процедура участия достаточно проста: вы предоставляете свое ценовое предложение и предоставляете стандартный пакет документов для участия в закупке. Выиграет компания с наименьшим ценовым предложением.

2. Аукцион — самый распространенный вид торгов.

Около 75% закупок разыгрывается именно в форме электронного аукциона. Основной его принцип прост: кто предложит наименьшую цену, тот и выигрывает исполнение контракта.

Компании подают первые части заявок и в обозначенный день торгов в онлайн режиме начинают поэтапно опускать цену от НМЦК(начальной максимальной цены контракта). Если Ваше ценовое предложение продержится более 10-ти минут и его не перебьет никто из конкурентов, то вы признаетесь победителем закупки.

3. Конкурс — самый интересный и прибыльный вид торгов.

[attention type=yellow]

Данный тип торгов особо интересен тем, что здесь встречаются авансовые платежи и нет сильного ценового падения, как это часто бывает в аукционах. Определение поставщика происходит по цене, а также ряду нестоимостных критериев. Важность и виды факторов, определяющих победителя закупки, подробно расписаны в конкурсной документации к каждому тендеру.

[/attention]

Чаще всего встречаются следующие нестоимостные критерии:

  • Опыт. Один из самых значимых критериев. Для подтверждения опыта, как правило, необходимо предоставить референц-лист (с договорами и актами приемки), состоящий из 5-10 успешно реализованных сделок в той же сфере и том же ценовом сегменте (± 20% от НМЦК) за последние 2 отчетных года.
  • Наличие в штате дипломированных специалистов.
  • Наличие специализированной техники на балансе.
  • Способность исполнителя отказаться от авансирования.
  • И др.

4. Закупка у единственного поставщика — вот где таится аффиллированность.

Каждый гос. заказчик может совершить ряд закупок напрямую у поставщиков, с условием, что общая сумма закупок такого рода не будет превышать 50 млн рублей в год. Добросовестные заказчики используют данную возможность в основном для проведения срочных закупок.

Что надо сделать предпринимателю перед тем, как выиграть первый тендер?

1. Проанализировать прошедшие закупки по своей сфере на ресурсе: zakupki.gov.ru. Оценить объем рынка, среднюю сумму закупок, ценовую политику и основные требования к продукции/услугам. Просчитать фин. модель и на начальном этапе определить экономическую целесообразность работы с государственными заказами.

2. Сделать квалифицированную усиленную ЭЦП.

3. Пройти аккредитации на тендерных площадках. Для начала аккредитации в ЕИС будет достаточно, далее по мере необходимости можно будет добавлять площадки.

4. Открыть спец. счет под обеспечение заявок (делается за сутки в любом из утвержденных банков)

5. Настроить подбор, просчет и анализ закупок.

Как отличить честную закупку от проданной? Рассказываем с какими способами аффилирования мы столкнулись.

Сейчас у нас на сопровождении находится 67 компаний (преимущественно строительных), а общая сумма тендеров, в которых мы принимали участие, недавно превысила 1.000.000.000 рублей. Строительство — достаточно коррумпированная сфера. Мы прошли через несколько заседаний ФАС и столкнулись с огромным количеством проблем.

Были случаи, когда мы выигрывали “проданную” закупку, предназначенную для другого подрядчика, а при исполнении контракта нашему клиенту начинали вставлять палки в колеса и лоббировать расторжение договора по “обоюдному” согласию.

За год работы мы выявили следующие признаки аффилированности, при виде которых лучше сразу пропускать закупку, какую бы интересную маржу она не предвещала:

1.Критерии конкурса заточены под определенную компанию

Заходим в конкурсную документацию и смотрим критерии определения поставщика. Если в конкурсе требуется сотрудничество с какой-либо государственной компанией или критерии выглядят явно не стандартно, то очевидно, что подрядчик уже есть и закупку делают под него.

2. Нереальные сроки поставки/реализации проекта.

Частая история для IT-тендеров. Если вы видите, что срок исполнения контракта не адекватен, значит скорее всего услуги уже произведены/товар поставлен и закупка просто оформляется задним числом.

Самое интересное, что если на такую закупку нарвется не совсем опытный, но очень амбициозный и самоуверенный предприниматель, у него есть все шансы её выиграть. Только нет никаких шансов сдать работы в срок и не попасть на пенни.

Если Вы вдруг случайно оказались на месте данного предпринимателя, настоятельно советуем соглашаться на расторжение контракта по обоюдному согласию и не рисковать попаданием в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).

3. “По обоюдному согласию”

[attention type=red]

Иногда в условиях поставки прописаны сроки или особые аспекты, которые делают данную закупку экономически непривлекательной. Самый распространенный пример — пример с условием оплаты в конце финансового года.

[/attention]

Однако, в договоре есть интересный и дающий надежду пункт: “по обоюдному согласию между Заказчиком и Исполнителем” данные условия могут быть изменены.

Вот только реально они будут изменены только при условии победы заранее аффилированной с заказчиком компании.

Схема «Таран»

Как неопытному игроку не стать жертвой «тарана»?

«Таран» широко и успешно применялся недобросовестными поставщиками в 2015-2017 гг. Для реализации данной схемы необходим сговор трех участников торгов, помощь со стороны гос. заказчика не требуется.

Ключевым инструментом является демпинг. Первые два участника при открытии торгов начинают активно конкурировать друг с другом и стремительными темпами опускают цену, добросовестные поставщики, видя это, выходят из торгов, думая, что делать там уже нечего. Третий участник ставит цену немного ниже последнего ценового предложения добросовестного участника.

При проверке вторых частей заявок первых двух участников отклоняют за несоответствие каким-либо критериям. Победителем аукциона объявляется третий участник. У добросовестных участников есть 10 дней для обжалования итогов закупки в ФАС.

Сейчас ФАС активно занялся борьбой с «таранщиками», да и опытные участники торгов знают данную схему и не выходят из торгов раньше времени.

Заключение

Подводя итоги, хотим сказать, что в B2G-сегменте хоть и имеются свои особенности, но выстроив системную работу с гос. заказчиками, вы получаете практически полностью предсказуемый и контролируемый канал продаж.

Весомый плюс работы с государственными закупками заключается в том, что все условия прописаны заранее и вы либо принимаете их и работаете, либо просто пропускаете закупку. Отступления от обозначенных в договоре условий маловероятны, а полная оплата в обозначенный срок при успешном закрытии актов гарантирована.

На самом деле, существует огромное количество нюансов и инструментов, которые необходимо знать для успешной работы с тендерами. При наличии интереса постараемся раскрыть их в следующих статьях.

Ниже оставляем свои контакты, будем рады ответить на все вопросы и помочь решить любую проблему, касающуюся государственных закупок.

Источник: https://vc.ru/finance/69165-kak-vyigrat-gosudarstvennyy-tender-bez-otkatov-i-svyazey-rasskazyvaem-o-svoih-popytkah-osvoit-gos-byudzhet

Коррупция в госзакупках: как заказчики манипулируют результатами тендеров

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Спросите у себя: с чем у вас ассоциируются слова «госзакупки» и «тендеры»? Минимум половина скажет о коррупции и откатах.

Что такое откат?

Это часть денежных средств, выделяемых на оплату по госконтракту. Исполнитель заказа возвращает эту часть представителям заказчика в качестве благодарности.

Кстати, там где практикуются откаты, далеко не всегда эти деньги идут именно чиновникам для их обогащения.

Нередко заказчику (учреждению) нужны наличные деньги для каких-то своих нужд (неофициально оплатить работы какому-нибудь физлицу, на подарки сотрудникам к дню рождения или 8 марта ну и так далее). То есть какой-то личной корысти может не быть, а откат все равно есть.

Это, естественно, незаконно вне зависимости от мотивов и целей.

Откат оформляется чаще не на самого коррупционера, а на его доверенных лиц.

Откат может быть в форме прямой денежной выплаты, имущества, доли в бизнесе и т.п.

фото https://unsplash.com

Вернемся к госзакупкам. Чтобы получить откат, недобросовестному заказчику нужно, чтобы был заключен контракт с нужным лицом. Для этого нужно, чтобы оно победило в тендере.

Как заказчики влияют на результаты тендеров?

Большинство тендеров проходит в трех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок.

Манипуляции в аукционах и запросах котировок

В запросе котировок и аукционе выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену. Все это происходит в электронной форме — на специальных, не зависимых от заказчиков, интернет-сайтах (электронных торговых площадках).

Заказчик никак не может повлиять на выбор победителя аукциона или запроса котировок.

Но, что он может сделать, чтобы приблизить шансы победы «своего» участника тендера?

  1. Под различными предлогами посчитать, что заявки конкурентов оформлены неправильно. А по закону, если заявка оформлена некорректно, то ее отклоняют, вне зависимости от выгодности предлагаемой цены. Отклонение = запрет участвовать в следующих стадиях тендера.
  2. Пообещать «своему» поставщику доплату по прямому договору. Например, заказчик и поставщик договорились, что общая цена работ будет 100 рублей (а из них, предположим, 5 руб. должны вернуться назад заказчику). В этом случае поставщик на аукционе сможет демпинговать, снизиться до такой цены, которая делает исполнение заказа невыгодным. Его конкуренты отступят (ведь никто не хочет работать «в минус»), и он выиграет аукцион, к примеру, с ценой в 85 руб. Ну и еще на 15 руб. стороны заключат договор на какие-нибудь консультационные или информационные услуги.

В итоге и заказчик получает свой интерес, и поставщик получает контракты и оплаты по ним.

Манипуляции в конкурсах

В конкурсе могут действовать и описанные выше механики, а еще и дополнительные методы.

Конкурс — это вид тендера, где оценивается не только цена, но и иные критерии (опыт работы, деловая репутация, квалификация сотрудников и т.п.).

У заказчиков есть масса вариантов, как сформулировать критерии оценки (критерии определения победителя) так, чтобы максимально приблизить к победе дружественного поставщика.

Например, можно дать максимальные баллы участнику, у которого в штате есть сотрудники с научными степенями (хотя для выполнения работ это не важно), или который является членом какого-нибудь профессионального объединения (хотя это не обязательно по закону).

Гарантировать победу нужного лица у заказчика возможности нет. Но максимально увеличить шансы на победу — вполне в его силах.

фото https://unsplash.com

Итак, мы разобрали самые известные способы манипуляции результатами тендеров ради откатов.

Как часто они применяются?

На мой субъективный взгляд, коррупция характерна, прежде всего, для очень крупных закупок. Прямо миллиарды. А в мелких тендерах этого немного.

Почему?

Потому что слишком велики риски для недобросовестных чиновников. Кто захочет в тюрьму ради нескольких десятков тысяч рублей?

За злоупотребления в госзакупках чиновникам может грозить до трех лет лишения свободы (а если преступление совершено группой лиц — до семи лет).фото https://unsplash.

com

В маленьких тендерах может существовать не столько коррупция в классическом понимании, сколько желание заказчиков работать с проверенными поставщиками.

Теми, кто привезет товар нормального качества или прилично выполнит работы.

[attention type=green]

Честно, поставьте себя на место заказчика. Вы как покупатель, если имеете положительный опыт сотрудничества с кем-то, скорее всего, захотите с ним работать и дальше, если возникнет такая необходимость. Купили вкусный хлеб в этой пекарне — придете туда еще. Хорошие строители отремонтировали кухню — обратитесь, когда собрались обновлять интерьер гостиной. Это удобно и снижает ваши риски.

[/attention]

А государственный заказчик вынужден каждый раз искать нового поставщика. И каждый раз это кот в мешке. Конечно, это неудобно заказчику (понятно, что нас, поставщиков эти сложности мало волнуют, да и вообще контрактная система призвана стимулировать конкуренцию). Но факт остается фактом.

Поэтому заказчики идут на какие-то уловки, чтобы повысить шансы «своих» поставщиков на победу: заранее сообщают им о готовящемся тендере, согласовывают с ними техническое задание.

Это не исключает возможности победы совершенно посторонней организации (и как правило, заказчики смиряются с этим фактом и начинают выстраивать отношения с новым поставщиком). Но такие явления существуют.

Это не коррупция в чистом виде, но все же отклонение от эталонного поведения заказчика, заложенного в законе.

Какие выводы из всего вышесказанного?

  • Если вы не участвуйте в многомиллионных тендерах, то опасаться злых и коррумпированных заказчиков будет лишним.
  • Смело подавайте заявки и отстаивайте свои права в случае конфликтов.
  • Помните, что заказчики редко идут на сознательное нарушение закона. А если случай спорный, то всегда можно подать жалобу в антимонопольную службу. Она бесплатная. Если заказчик неправ, вы получите свой контракт, а заказчик — свой штраф.

Удачи вам и вашему бизнесу!

Подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много интересного!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchiki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c

10 распространенных ошибок при участии в закупках по 44-ФЗ

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.
автор: Ольга Латышева, Директор ITCOM Consult

  1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  2. Не упомянута страна-производитель
  3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  6. Неполный пакет документов
  7. Не проверять проект контракта
  8. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  10. Нарушение сроков

В 2019 году на территории Российской Федерации по 44-ФЗ было проведено закупок на сумму 7 761,6 млрд. рублей и заключено контрактов на 5 885,06 млрд. рублей, по данным официального сайта ЕИС. И с каждым годом эти цифры растут, ведь госзакупки – отличный способ увеличить оборот компании. Поэтому самой главной и основной ошибкой, мы считаем, игнорировать этот рынок сбыта и канал продаж.

На обучающих семинарах и вебинарах ITCOM Consult нас часто спрашивают, какие самые распространенные ошибки допускают начинающие участники торгов. Один тендерный специалист ITCOM Consult проводит более 40 закупок по 44-ФЗ в месяц, а средний опыт работы составляет 7 лет.

Мы провели опрос среди наших коллег и составили список из 10 распространенных ошибок, которые допускают не только начинающие поставщики, но и те, кто уже участвовал в госзакупках.

1. Не прописан товарный знак или характеристики товара

В 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» сказано, что заказчик вправе указывать товарный знак, вместе со словами «или эквивалент».

Когда исполнитель готов поставлять товар с указанным товарным знаком, перечислять характеристики не требуется. А если исполнитель планирует поставлять эквивалент, или же не указывал, что согласен поставлять продукцию требуемого товарного знака, он обязан прописать все характеристики.

Если поставщик изъявил согласие на выполнение заказа и не упомянул товарный знак или характеристики товара, заявка будет отклонена.

2. Не упомянута страна-производитель

Забывая прописать страну-производителя продукции, вы не выполняете условие для закупок с утвержденным «национальным режимом», и заказчик посчитает товар иностранным. Есть риск получить отказ в участии, либо снижения на 15% вашей цены при заключении контракта, в соответствии в соответствии с ст. 14 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Если поставщик прописал перечень стран, то заявку по этой причине не отклонят, потому что по решению Верховного суда, страна-производитель товара – та, в которой его полностью создали или частично приняли в этом участие. Но иметь отношение к созданию продукции может группа стран.

3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС

Когда ценовое предложение указано без НДС, впоследствии, исполнитель потеряет в деньгах. Это обусловлено тем, что затраты на страхование, налоги, пошлины, которые исполнитель обязан оплатить по условиям контракта, и прочие сборы вносятся в общую цену заявки. Если с учетом НДС предложение участника больше начальной (максимальной) стоимости контракта – 100 % заявку отклонят.

4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника

Зачастую, нарушения такого плана допускаются при перечислении характеристик продукта. Не те единицы измерения, как требуются в инструкции, или вообще не прописаны единицы измерения, орфографические ошибки, неверное наименование.

Даже «от», «до», «более», «менее», «должно быть» или «допускается» нельзя использовать, если это не допускается по техническому заданию или идет вразрез с ГОСТом. Нужно тщательно проверять информацию).

Как правило, инструкция по заполнению Формы 2 (техническое предложение) находится в документации по закупкам.

5. Не делать запрос разъяснений к заказчику

При нахождении неточности в закупочной документации, имеет смысл задать возникший вопрос заказчику. Запрос разъяснений подаётся анонимно на электронной торговой площадке, организующей госзакупки. Заказчику нужно дать ответ в течение трех дней. Запрашиваются разъяснения не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок.

6. Неполный пакет документов

Во второй части заявки следует прикладывать полный пакет документов, требуемых для участия. Список предоставлен заказчиком (например, декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Также поводом для отказа поставщику могут стать недостоверные данные в документах. Учитывается достоверность до конца приема заявок.

К примеру, если участник предоставил данные об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и их действительно не было, а до дня окончания подачи заявок они появились, заказчик может отказать вам.

7. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта

Перед заключением контракта, исполнитель переводит заказчику денежные средства, либо предоставляет банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Это обязательно при наличии данного требования.

Если поставщик не предоставит своевременно обеспечение, или переведет сумму меньше запрашиваемой, его признают уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (потеря контракта, занесение в РНП).

Сумма обеспечения внесена в документацию по закупкам в соответствии с 44-ФЗ. Банк-гарант должен быть в соответствующем списке Министерства финансов и подходить по размеру капитала и уровню кредитного рейтинга. В постановлении Правительства России установлены требования к форме банковской гарантии, а также правила прописаны в закупочной документации.

8. Не проверять проект контракта

Заключая контракт, исполнитель беспрекословно соглашается с условиями и не сможет в дальнейшем от них отказаться без последствий для компании.

Поэтому, не проверив детально положения контракта, можно оказаться в ситуации, когда надо исполнять условия, идущие вразрез с вашими планами и накладывающие на вас обременительные и невыгодные обязательства.

Нужно сверить извещение, техзадание и проект контракта, так как в них бывают противоречия. Перед подписанием контракта проверьте такие позиции как цена, сроки и объемы поставки, порядок и условия оплаты, размер штрафа.

9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта

Предугадать заранее, что исполнение заказа пойдет строго, как прописано в условиях сотрудничества, не всегда возможно.

Бывают ситуации, когда осуществить поставку заявленного заказчиком продукта крайне сложно или невозможно: например, закупочная цена значительно увеличилась, вследствие чего поставщику стало невыгодно его поставлять, либо товар временно недоступен, либо его вовсе сняли с производства.

Исполнитель ошибочно может попытаться решить проблему, начав поставлять аналогичный товар, максимально похожий по характеристикам на тот, что прописан в контракте. Но это будет нарушением договоренности и заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Поставщик будет внесен на 2 года в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для решение этой проблемы, можно договориться с заказчиком путем заключения дополнительного соглашения о поставке аналогичного товара, но с лучшими характеристиками. Если же заказчика не устраивает такой вариант, стоит предложить ему расторгнуть контракт по соглашению сторон, чтобы не потерпеть убытков, не попасть в реестр и не повредить репутации.

10. Нарушение сроков

44-ФЗ определяет сроки подписания контракта. И несоблюдение сроков также является грубой ошибкой, которая влечет за собой неприятные последствия в виде передачи исполнения контракта другому исполнителю и риск внесение нарушителя в РНП.

Просрочка бывает из-за несвоевременного перевода обеспечения заявки, проблем с электронной подписью или с интернетом и доступом к электронной площадке.

Но несмотря на объективность причины просрочки, подписывать контракт с нарушившим сроки поставщиком нельзя по закону.

[attention type=yellow]

При знакомстве с госзакупками у новичков бывает много ошибок, трудно без подготовки разобраться и не упустить множество важных нюансов. Чтобы избежать траты времени, потери выгодных контрактов, а то и штрафных санкций, имеет смысл обратиться к специалистам по тендерному сопровождению, а также получить бесплатную подборку тендеров для вашей сферы бизнеса.

[/attention]

Если по какой-то причине, вы не хотите передавать эти работы на аутсорсинг, вы также можете обучиться самостоятельно, либо повысить квалификацию своего сотрудника по программе обучения участию в торгах. Среди наших тарифов вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас.

Обучение тендерам будет полезно не только начинающему специалисту, но и сотрудникам тендерного отдела, так как в законодательстве о закупках постоянно происходят изменения.

Конечно, обучаться можно и самостоятельно, но во-первых, это трата времени на поиски нужной информации, а во-вторых, ошибки, допускаемые некомпетентными специалистами могут стоить гораздо дороже стоимости курса по обучению тендерам.

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d8884a14e057700aee1504c/10-rasprostranennyh-oshibok-pri-uchastii-v-zakupkah-po-44fz-5dccf3480d78616983a86d54

Разъяснение документации в запросе котировок по 44-ФЗ

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Запрос котировок – наиболее быстрая и простая закупочная процедура. Заказчик размещает в ЕИС извещение об организации запроса котировок и обозначает срок завершения подачи предложений участниками.

Иногда после изучения размещенной документации у потенциальных поставщиков появляется недопонимание каких либо пунктов.

Возникает вопрос, допускается ли подача запроса о разъяснении документации в этом случае?

Особенности запроса котировок

Запрос котировок признается упрощенной процедурой поведения закупки. Его разрешено проводить, если сумма приобретаемых товаров или услуг не превосходит 500 000 рублей.

При этом объем закупок, проводимых при помощи запроса котировок в течение года не должен превосходить 100 миллионов рублей и 10% от общего дохода организации в год.

Порядок осуществления такой процедуры установлен параграфом 3 44-ФЗ. 

Выделяют несколько ключевых особенностей, которыми обладает запрос котировок:

  1. Процедура реализуется без торгов. Все потенциальные поставщики передают заказчику свои предложения, в которых указана предлагаемая конечная цена контракта. Именно она и будет играть определяющую роль при выборе победителя. 
  2. Заказчик не имеет права взимать плату за участие в закупке с потенциальных поставщиков. 
  3. Прием предложений от участников завершается непосредственно до даты и часа вскрытия конвертов.
  4. Любой участник может присутствовать во время вскрытия конвертов, осуществлять аудио и видеозапись. Заказчик не имеет права препятствовать ему в этом.
  5. При вскрытии предложений участников заказчик обязан проводить аудиозапись всего происходящего. Такая норма прописана в статье 78 44-ФЗ.

На сегодняшний день  функционал единой информационной системы проработан не до конца. В нем отсутствует возможность подачи заявок на участие в запросах котировок. Поэтому свои предложения участники должны подавать на бумажных носителях в плотных хорошо запечатанных конвертах. Подача заявок посредствам электронной почты или любыми иными методами запрещена. 

Можно ли подать запрос на разъяснение документации?

Запрос котировок не предусматривает размещения в ЕИС полноценной закупочной документации. Заказчику достаточно предоставить извещение с описанием объекта закупки. Кроме того, он размещает форму, в которой должны быть поданы предложения участников. Получается, что участников нет повода просить разъяснений, так как документации нет.

Иногда у потенциальных поставщиков возникают вопросы по техническому заданию, и им хочется задать вопрос заказчику. Но сделать этого не получится. Во-первых,  для этого отсутствует разработанный функционал, как это сделано в электронных торгах. Во-вторых, такая возможность не предусмотрена действующим 44-ФЗ. 

Остается единственный вариант, отправить запрос на электронную почту заказчика, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Но отвечать на такой запрос организатор закупки не обязан. Если он посчитает ваш вопрос важным, то может принять решение о предоставлении вам разъяснения или внесении коррективов в закупочную документацию.

Если участник закупки считает, что при составлении извещения о запросе котировок заказчиком были нарушены нормы 44-ФЗ, то он имеет право обратиться в ФАС с соответствующей жалобой. Она будет рассмотрена в установленном порядке. 

Внесение корректировок в извещение

По инициативе заказчика в извещение о реализации запроса котировок могут быть внесены коррективы.

Сделать это организатор закупки может не позднее, чем за два рабочих дня до момента финиширования подачи предложений участниками.

При этом обновленное извещение должно появиться в единой информационной системе в течение одного рабочего дня с момента принятия заказчиком соответствующего решения.  Такие правила установлены частью 6 статьей 74 44-ФЗ.

Если заказчик вносит корректировки в извещение, он обязан сделать срок подачи заявок дольше. Когда начальная цена контракта не превышает 250 тысяч рублей, срок продлевается не менее чем на 4 рабочих дня. При сумме контракта выше 250 тысяч рублей, это время становится не менее 7 рабочих дней.  

Подача запроса на разъяснение итогов запроса котировок

После того как заказчик рассматривает все поступившие предложение и определяет победителя, он обязан сформировать итоговый протокол. Этот документ размещается в ЕИС.

После этого любой участник имеет возможность обратиться к заказчику с требованием, предоставить разъяснение по поводу итогов рассмотрения заявок.

Запрос должен быть отправлен в письменном виде или в форме электронного документа.

[attention type=red]

В срок не более двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик обязан предоставить участнику разъяснение.  Сделать он это может в письменном виде или отправить в адрес участника электронный документ. Такая норма установлена частью 10 статьи 78 44-ФЗ.   

[/attention]

На сегодняшний день законодательно возможность подачи участниками запросов на предоставление разъяснений документации в рамках запроса котировок не предусмотрена.

Заказчик вправе сам решать, отвечать на вопросы или нет. Часто, если организатор закупки добросовестный и заинтересован в приобретении желаемых товаров или услуг, он прислушивается к потенциальным поставщикам.

Поэтому обращаться с вопросами все-таки нужно.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/141-razyasnenie-zapros-kotirovok

В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑фз?

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Статья актуальна на 22 сентября 2019

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией. 
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Позиция Минфина 

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС.

Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.

2019 N 306-ЭС19-15999. 

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях: 

  1. Срок исполнения контракта > 1 года. 
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить. 
  4. Получено письменное  обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации. 
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1179-smena-cenu

Что делать, если НМЦК превышает лимиты бюджетных обязательств? — ТЕНДЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 44-ФЗ, 223-ФЗ

Выиграли тендер по 44 ФЗ. В котировочной заявке указали на 40 копеек больше, чем реально выходит.

Опубликовал admin  •  Рубрики: Контрактная система

ОБУЧЕНИЕ 44-ФЗ, 223 — ФЗ >> 

Нередко при подготовке закупки возникает ситуация, когда обоснованная начальная (максимальная) цена контракта составляет, например, 514 000 руб., хотя средств для осуществления соответствующей закупки заказчику выделено всего 500 000 руб. Как поступить заказчику? Давайте искать ответ вместе!

Постановка проблемы

Специалистам в сфере закупок хорошо известно, что получатели бюджетных средств заключают и оплачивают контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО). Таково общее правило, установленное в п. 2 ст. 72 БК РФ.

Данное правило конкретизировано также в п. 3 ст.

219 БК РФ, где устанавливается, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения контрактов и иных договоров, и ещё раз подчёркивается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО.

Исключения из указанного правила содержатся в п. 3 ст.

72 БК РФ: например, если предметом государственного контракта являются работы, производственный цикл которых длится дольше срока действия утвержденных ЛБО, то такой государственный контракт может быть заключён в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств представляет собой административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается в ст. 15.15.10 КоАП РФ. Приняв бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные ЛБО, заказчик может подвергнуться административному штрафу в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

В то же время, при планировании и осуществлении закупок заказчики определяют и обосновывают начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК).

[attention type=green]

Это делается посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

[/attention]

Поскольку каждый метод имеет свою собственную внутреннюю логику, обоснованная с его помощью НМЦК вполне может отличаться от доведенных заказчику ЛБО как в меньшую, так и в большую сторону.

Если НМЦК получилась меньше ЛБО, в этом нет никакой проблемы. Напротив, именно к такому результату и должен стремиться любой заказчик, исходя из принципа эффективного использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ): ведь это же и есть искомое «достижение заданных результатов с использованием наименьшего объёма бюджетных средств»!

Но что, если обоснованная нами НМЦК оказалась больше имеющихся ЛБО? В свете приведённых выше норм бюджетного законодательства, проводить закупку с такой НМЦК недопустимо.

Конечно, вначале нужно попытаться провести дополнительные исследования рынка, подобрав такие ценовые предложения, с использованием которых расчетная НМЦК снизится и войдет в пределы ЛБО.

Однако не всегда дополнительные исследования рынка могут решить поставленную задачу – например, если выделенные заказчику ЛБО пусть и ненамного, но меньше средней рыночных цен на закупаемую продукцию.

В этом случае заказчику требуется установить НМЦК в размере, не превышающем ЛБО. Для этого можно предпринять следующие действия:

1) уменьшить количество поставляемых товаров или объём приобретаемых работ (услуг) таким образом, чтобы с учётом пропорционального изменения НМЦК выйти на величину имеющихся ЛБО;
2) направить главному распорядителю бюджетных средств заявку на увеличение ЛБО до размеров НМЦК, если сократить количество поставляемых товаров или объём приобретаемых работ (услуг) не представляется возможным;
3) включить в состав документации о закупке расчёт НМЦК, выполненный в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ, но затем установить в качестве НМЦК сумму ЛБО со ссылкой на приведённые выше нормы бюджетного законодательства;
4) применить к НМЦК понижающий коэффициент, позволяющий скорректировать её до размеров ЛБО.

Позиции компетентных органов

Так, Федеральное казначейство придерживается мнения, что правильными являются только первые два из указанных нами возможных вариантов действий (см. письмо от 22.12.2014 года № 42-7.4-05/5.7-791).

[attention type=yellow]

По мнению ведомства, если при обосновании НМЦК обоснованная НМЦК превысила ЛБО, необходимо рассмотреть возможность уменьшения количества или объема закупаемых товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, либо запросить увеличение доведенных ЛБО в установленном порядке.

[/attention]

Безусловно, следование рекомендациям Федерального казначейства является наиболее корректным способом преодоления рассматриваемой проблемы. Поступив предлагаемым образом, заказчик гарантирует себя от возможных претензий со стороны контрольных органов в сфере закупок.

Однако в действительности такой алгоритм оказывается и наименее практичным: уменьшить количество приобретаемых товаров, работ и услуг далеко не всегда представляется возможным, а увеличение доведенных ЛБО может занять неприемлемо длительное время. Поэтому наибольшую популярность среди заказчиков снискали последние две из представленных позиций.

Минэкономразвития России считает такие действия допустимыми, высказав в письме от 19.10.

2015 № Д28и-3133 следующее мнение: если количество приобретаемых товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг) не меняются, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК, и соответствующую выделенным ЛБО. По мнению ведомства, при этом не требуется повторного обоснования НМЦК, соответствующей выделенным ЛБО.

Вернёмся к ситуации, вынесенной в начало данной статьи: обоснованная НМЦК составила 514 000 руб., а ЛБО выделены в размере 500 000 руб. Следуя письму Минэкономразвития России от 19.10.

2015 № Д28и-3133, мы должны будем в конце расчета НМЦК написать что-то вроде: «НМЦК, определенная с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), равна 514 000 руб. Вместе с тем, руководствуясь п. 2 ст. 72, п. 3 ст.

219 БК РФ и принимая во внимание доведенные ЛБО, НМЦК устанавливается в размере 500 000 руб.».

Источник: http://www.tender-orel.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%BC%D1%86%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8B/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: